Музей Виктории и Альберта в Лондоне оцифровал и выложил в свободный доступ записи итальянского художника, архитектора, музыканта, изобретателя, инженера, скульптора и мыслителя эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452-1519), ранее их могли видеть только ученые. На сайте музея можно в хорошем качестве увидеть эскизы, планы, рисунки, концепции, мысли, изобретения и примечания великого гения.
Леонардо да Винчи признан одним из величайших художников всех времен и, возможно, самым талантливым человеком, который когда-либо жил. Его тетради содержат диаграммы, рисунки, личные заметки и наблюдения, написанные в уникальной технике зеркального письма, известной также как "почерк Леонардо", предоставляя уникальное представление о том, как он видел мир. Пять из этих невероятных предметов находятся в коллекции музея.
На сайте говорится: "Леонардо да Винчи (1452-1519), известный во всем мире как художник таких шедевров, как Мона Лиза, также известен своими тетрадями, в которых он записывал свои мысли и изобретения. Пять из этих увлекательных тетрадей, соединенных в три небольших тома, находятся в нашей коллекции с 1876 года, когда они были завещаны музею Джоном Форстером. Все вместе известные как Кодекс Форстер, они датируются примерно 1487-1505 годами и отражают чрезвычайно любознательный ум Леонардо.
Леонардо, похоже, начал записывать свои мысли в тетрадях с середины 1480-х годов, когда он работал военным и морским инженером у герцога Миланского. Ни один из предшественников, современников или преемников Леонардо не использовал бумагу так, как он — один лист содержит непредсказуемый образец идей и изобретений — работы как дизайнера, так и ученого".
Музей поясняет: "Леонардо, вероятно, работал на свободных листах бумаги (купленных в одном из магазинов многих канцелярских принадлежностей Милана), которые он носил с собой для записи своих наблюдений. Его бумаги были в какой-то момент свернуты в буклеты и позже переплетены, возможно, под руководством испанского скульптора Помпео Леони (1533-1608). Пять тетрадей в коллекции V&A связаны в три кодекса (переплетенную книгу, состоящую из нескольких страниц), называемых "Кодексы Форстера", после того, как Джон Форстер завещал их Музею в 1876 году. Кодексы не связаны никаким логическим порядком и только один, Codex Forster I.1, содержит информацию о том, когда это было сделано".
Codex Forster 1 содержит как самую раннюю записную книжку (около 1487-1490, Милан), так и самую последнюю (1505, Флоренция). Обе написаны в известном зеркальном письме Леонардо и содержат его заметки от гидротехники до трактата по измерению твердых частиц.
Codex Forster 2 — это два блокнота, связанные между собой. В одном написаны заметки о теории пропорции, нарисованы различные эскизы и изображения, во втором блокноте находятся чертежи весов, рецепты красок и разработки шлемов.
В Codex Forster 3 есть практически все — начиная от схем по геометрии и гидравлике архитектуры до анатомии человека и животных.