По сообщению "The Guardian", ряд школ в Барселоне рассматривают возможность очистки своих библиотек от детских книг, содержащих сексизм и гендерные стереотипы, после того как одна из них удалила из своей библиотеки около 200 наименований, включая "Красную шапочку" и историю легенды о святом Георгии.
Другие школы каталонской столицы надеются последовать примеру школы "Табер", удалившей с полок треть своей коллекции, посчитав эти книги "крайне стереотипными и сексистскими".
Библиотека для детей в школе Табер, насчитывающая около 600 детских книг, была рассмотрена "Associaci? Espai i Lleure" в рамках проекта, направленного на выявление скрытого сексистского контента. Комиссия проанализировала персонажей в каждой книге, независимо от того, говорят они или нет и какие роли они выполняют, и обнаружила, что 30% книг были в высшей степени сексистскими, имели сильные стереотипы и, по мнению экспертов, не имели никакой педагогической ценности.
В список попали несколько версий сказки о Красной Шапочке и истории о святом Георгии — популярном чтении на праздновании в Каталонии Diada de Sant Jordi 23 апреля. Книги были удалены, с менее стереотипными версиями историй, оставшихся на полках.
По мнению "Associaci? Espai i Lleure", если маленькие дети видят "строго стереотипные" описания отношений и поведения в том, что они читают, они будут считать их нормальными. Родитель Анна Tutz?, входящая в состав комиссии, которая рецензировала книги, сказала изданию "El Pa?s", что "общество меняется и больше осведомлено о проблеме пола, но это не отражается в историях". Мужественность ассоциируется с конкурентоспособностью и смелостью, и "в насильственных ситуациях, хотя это всего лишь маленькие шалости, именно мальчик действует против девочки", который "посылает сообщение о том, кто может быть жестоким и против кого".
"El Pa?s" сообщила, что другие школы в Барселоне пересматривают содержание своих библиотек: школа "Montseny" планирует удалить те издания, какие она посчитает сексистскими, а ассоциация родителей школы "Fort Pienc" создает комиссию по вопросам гендерного равенства для рецензирования книг.
Глава ассоциации родителей "Fort Pienc" Эстель Клюзелла сказала в интервью "El Pais": "Тип книг, которые дети читают, очень важен, потому что традиционные книги воспроизводят гендерные стереотипы, и хорошо, когда есть книги, которые их ломают. В возрасте пяти лет дети уже установили гендерные роли, они знают, что значит быть мальчиком или девочкой и что это значит. Так что это ключ к работе с гендерной точки зрения с младенческой стадии".
В прошлом году исследование "Observer" и "Nielsen" показало, что персонажи мужского пола в два раза чаще играли ведущую роль в детских книжках с картинками, часто в стереотипно мужских ролях, и что говорящие персонажи на 50% чаще были мужчинами. Детский автор и иллюстратор, лауреат многих премий Лорен Чайлд тогда сказала: "Это дает сообщение о том, как общество видит вас. Если мальчики получают главные роли в книгах, будучи как хорошими, так и плохими главными героями, а девочки остаются лишь помощниками, это подтверждает, каков мир и каким он должен быть. Тогда очень трудно чувствовать себя равным".
Тем временем кампания "Let Books Be Books" подтолкнула к прекращению использования названий книг в Великобритании и убедила 11 детских издателей удалить слова "для мальчиков" и "для девочек" с обложек книг с 2014 года.