Это - единственный известный пока фельетон, опубликованный Булгаковым на Северном Кавказе после ухода оттуда белых.
Обстоятельства, связанные с появлением Н. п., описаны Булгаковым в рассказе "Богема" (1925): "Фельетон в местной владикавказской газете я напечатал и получил за него 1200 рублей (по ценам того времени этого хватило бы на пропитание не более чем на один день) и обещание, что меня посадят в особый отдел, если я напечатаю еще что-нибудь похожее на этот первый фельетон... За насмешки".
Ни содержанием, ни художественными достоинствами Н. п. Булгаков не был удовлетворен, о чем и сообщил в письме сестре Вере 26 апреля 1921 г.: "...Посылаю тебе мой последний фельетон "Неделя просвещения", вещь совершенно ерундовую, да и притом узко местную (имена актеров). Хотелось бы послать что-нибудь иное, но не выходит никак..."
До сих пор остается загадкой, что же рассердило в Н. п. редактора "Коммуниста" Г. С. Астахова, одного из наиболее ревностных гонителей Булгакова (см.: "Записки на манжетах"). Возможно, его гнев вызвало ироническое отношение к "насильственному просвещению": неграмотного красноармейца в приказном порядке посылают на оперу Джузеппе Верди (1813-1901) "Травиата" (1853), а он мечтает посмотреть слона и клоунов в цирке.
В "Собачьем сердце" (1925) превращенный из собаки в человека "пролетарий" Шариков тоже будет предпочитать цирк всем другим видам искусств (кстати, ему доведется, в отличие от героя Н. п., все-таки увидеть цирковую программу со слонами).