Виртуальная экскурсия по булгаковской Москве

№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна :: №13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 



Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я   ::   Печатная версия страницы

"№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна"

Дом № 10 по Б. Садовой улице "№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна" - рассказ.

Опубликован: Красный журнал для всех, Пг., 1922, №2. Вошел в сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926); Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928.

В №13 Д. Э.-Р. изображен дом №10 по Б. Садовой, в романе "Мастер и Маргарита" превратившийся в дом 302-бис по Садовой, где помещается Нехорошая квартира. До революции этот дом принадлежал "табачному королю" миллионеру И. Пигиту.

В 1921-1924 гг. Булгаков проживал здесь в комнате, сначала в квартире №50 (история вселения в эту квартиру запечатлена в рассказе "Воспоминание..."), а затем в квартире №34. После революции вместо "классово чуждых элементов" в "дом Пигита" были заселены рабочие соседней типографии, как вспоминал Владимир Артурович Лёвшин (1904-1984), сосед Булгакова и сын поселившегося после революции в том же доме крупного финансиста Артура Борисовича Манасевича.

Бывший "Дом Пигита" преобразовали в одну из первых в Москве рабочих коммун, вследствие чего управление, а частично и обслуживание дома перешло в руки жильцов, теперь уже преимущественно пролетарского происхождения.

Прототипом управляющего домом Христи послужил управляющий дома №50 К. Сакизчи. О нем и о других прототипах героев №13 - Д. Э.-Р. рассказал в своих мемуарах В. А. Лёвшин: "Гениальнейший из всех московских управляющих Борис Самойлович Христи", за которым стоит колоритная фигура "матово-черного дельца в фуражке с лакированным козырьком" - караим Сакизчи, управляющий домом при Пигите и оставленный в той же должности после революции по причине своей полной незаменимости.
  А Нилушкин Егор - представитель домовой общественности, облеченный титулом "санитарного наблюдающего"? Спросите старожилов, и вам сразу же скажут, что это известный всему дому Никитушкин, личность комическая, чьи грозные предупреждения ("Которые тут гадют, всех в 24 часа!") не испугали бы даже ребенка.
  А Пыляева Аннушка? Та, что вопреки строжайшим запретам Христи топила буржуйку выломанными из пола паркетинами, виновница сожравшего дом Эльпит пожара (тоже, между прочим, невыдуманного, хоть и раздутого Булгаковым до масштабов катастрофических)? Родословная ее не восходит ли к Аннушке из квартиры 34, вечно разбивавшей посуду по причине своего кривоглазия?"

Прототипом Эльпита, платящего жалование Христи за сохранение дома, послужил не сам И. Д. Пигит, благополучно эмигрировавший, а А. Б. Манасевич. По воспоминаниям первой жены Булгакова Т. Н. Лаппа, у К. Сакизчи "с Манасевичем Артуром дела какие-то были. Как не хватало денег на отопление, так он занимал у Манасевича, у которого много денег было". В №13 - Д. Э.-Р. такие же отношения связывают Эльпита и Христи.

Описание дореволюционного быта дома Эльпит ориентировано на роман А. Белого "Петербург". "Лакированная каретка", в которой приезжает к генералу от кавалерии де-Баррейну Григорий Ефимович Распутин (Новых) (1872-1916), напоминает лакированную карету сенатора Аблеухова, серая кариатида - кариатиду у подъезда возглавляемого сенатором учреждения, сыщики-тени, охраняющие Распутина - таких же сыщиков "Петербурга", и т. д. Роман А. Белого здесь воспринят как символ безвозвратно ушедшей императорской России: "Большое было время... И ничего не стало... ".

Как и Белый, Булгаков подчеркивает симптомы разложения старого мира, олицетворением которого стали Распутин и распутинщина. "Директор банка, умница, государственный человек", но с лицом, "лишь чуть-чуть испорченным какими-то странноватыми, не то больными, не то уголовными глазами". Другой жилец - "фабрикант (афинские ночи со съемками при магнии)", а среди остальных - "золотистые выкормленные женщины" и "доктора по абортам".

Вместе с тем, среди дореволюционных жильцов дома Эльпит Булгаков поместил и "всемирного феноменального баса-солиста" - явный намек на Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938), чьим исполнением Мефистофеля автор "Мастера и Маргариты" восхищался.

Старую Россию писатель рисовал не одними только черными красками, хотя и признавал неизбежность ее гибели. Осенью 1921 г. Булгаков задумал создать пьесу об убийстве Распутина, о чем писал родным в Киев 17 ноября 1921 г., прося поискать необходимые материалы. Замысел остался неосуществленным, однако отразился в рассказе "Ханский огонь" и в появлении Распутина в №13 Д. Э.-Р.

Пожар и гибель дома Эльпит символизируют, что революция куда более катастрофична, чем прежний режим. Пожар носит подчеркнуто апокалиптический характер, и неслучайно перед спасшимися жильцами возникает в небе видение Зверя из Бездны. А управляющий, чья фамилия - Христи ассоциируется со Спасителем - Иисусом Христом, оказывается бессилен уберечь здание.

Вместе с тем, Христи пародийно наделен демоническими чертами и назван "матово-черным дельцом". Автор шутовски восклицает: "смотритель"! Это Христи-то!". Однако управляющий не повинен в гибели дома Эльпит, хоть и именуется в рассказе "косой черт". От невежественного пролетариата спасти дом не смогли ни Бог, ни дьявол, а обреченность здания подчеркивается №13 - числом сатаны.

Из №13 - Д. Э.-Р. пожар дома Эльпит перенесен в роман "Мастер и Маргарита", где Воланд и его свита поджигают Нехорошую квартиру. В №13 - Д. Э.-Р. подлинным дьяволом, сжигающим дом, оказывается не демонический Христи и не бывший домовладелец Эльпит, как может показаться в начале рассказа, а народная темнота. Недаром в финале Аннушка "отчетливо помыслила в первый раз в жизни так:
  - Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков..."

Писатель, как опытный автор детектива, сначала подсказывает читателю ложное решение, намекая, что грядущая катастрофа может случиться от инфернального Христи, чтобы затем в финале подвести к настоящей разгадке происшедшего.

Наверх Наверх




Домен и сайт продаются
info@bulgakov.ru


Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2024 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru