конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита".
...Дом № 6 на улице Вахтангова не восьмиэтажный, и фасад его не блещет черным мрамором, но все же именно это здание было построено в 30-х годах для деятелей искусства. Есть, правда, и другой дом - почти точная копия булгаковского. И фасад отделан черным полированным камнем, и квартира 84, с которой Маргарита начала погром, расположена в восьмиэтажном его крыле, и даже расположение других квартир совпадает, и главное - это писательский дом. Его адрес: Лаврушинский переулок, 17. С. А. Ермолинский рассказал, что именно на этот дом указывала Елена Сергеевна Булгакова. Мы не будем стучаться в двери 84-й квартиры. Из многочисленных работ известно, что прототипом ее хозяина, Латунского, был критик Литовский.
Вернувшись из фантастического полета, Маргарита впервые появляется в уже известной нам "нехорошей квартире" на Садовой улице, где за невзрачной квартирной дверью с номером 50 на табличке разверзаются залы шикарного особняка со Спасопесковской площадки, 10 - резиденции посла США в СССР - и дает "весенний бал полнолуния" Сатана.
Однако кончен бал, "нехорошая квартира" уже догорает, и остались лишь минуты до того, как с недалекого, мирного пока перекрестка повалит густой черный дым.
"...Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот".
Это недалеко от "Дома на Спасо". Смоленский рынок занимал большую площадь на перекрестке Арбата и Садового кольца, а Торгсин ("торговля с иностранцами") располагался в светлых залах нынешнего гастронома № 2 на углу Арбата, д. 54/2, что хорошо видно на довоенном снимке этого огромного для тех времен здания.
"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев".
В телевизионном фильме о творчестве Михаила Булгакова Константин Симонов определяет это здание как дом Пашкова - старое здание Библиотеки им. Ленина. Привычных нам высотных зданий до войны еще не было, а дом Пашкова расположен на высоком для обзора месте. Однако расположение дома, гипсовые вазы с цветами и возраст его еще не доказательство. Уверенность появляется после знакомства с первыми редакциями романа, где упоминаются и читальные залы. В связи с этим интересен довоенный фотоснимок, найденный в фонде уникальных снимков фототеки Музея архитектуры, запечатлевший вид старой Москвы с крыши Библиотеки им. Ленина. Перед нами разворачивается панорама, созерцаемая некогда прощающимся с Москвой Воландом.
Свой последний след в Москве герои романа оставляют на Ленинских (Воробьевых) горах, и след внушительный. Рядом с Маргаритой от свиста Фагота "с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами". Мастер прощался с Москвой, "глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря".