С Коровьевым-Фаготом связано посвящение в степень Кадош - степень рыцаря белого и черного орла. Неслучайно во время визита буфетчика Театра ВарьетеСокова в Нехорошую квартиру Гелла впервые называет первого помощника Воланда рыцарем. Детали обстановки, которые видит вошедший, - пародия на обряд посвящения именно в рыцарскую степень Кадош: "Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон... лился необыкновенный, похожий на церковный свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость. Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. Был стол, при взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт церковной парчой (в ранней редакции прямо говорилось, что на парче "были вышиты кресты, но только кверху ногами"; тем самым усиливалось сходство с тевтонскими крестами на бархатном покрытии балдахина во время посвящения в рыцари черного и белого орла)... У камина маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса, и сок капал в огонь, и в дымоход уходил дым".
Соков видит и другие предметы, характерные для степени Кадош: "...На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями". Шпаги - это современное повторение мечей рыцарей черного и белого орла. С орлом ассоциируются и орлиные перья беретов, а черно-красный плащ Воланда соответствует одеянию Великого Командора.
Испытания, которым в память о казнях тамплиеров подвергают посвящаемого в степень Кадош, пародийно воспроизведены в тех испытаниях, что выпали на долю Сокова в Нехорошей квартире. Согласно описанию Соколовской, кандидату в рыцари черного и белого орла надевали на шею веревку - в память о рыцарях Храма, погибших на виселицах. Под буфетчиком Театра Варьете "с треском подломилась" скамеечка, что символизирует скамейку, выбиваемую из-под ног висельника, а горящая жаровня - костры, на которых жгли тамплиеров.
Испытаний Андрей Фокич не выдерживает. Согласно Соколовской, рыцарям степени Кадош было предписано избегать семи пороков: "гордости, скупости, неумеренности, похоти, корыстолюбия, праздности, гнева". Воланд ставит вопросы перед Соковым таким образом, чтобы выяснить наличие или отсутствие у него всех этих грехов. Выясняется, что похоть, неумеренность, гордость, праздность чужды Сокову - он не пьет вина, не интересуется женщинами, не привык к употреблению вкусной и дорогой пищи, не умеет веселиться и праздно проводить свое время. Зато буфетчик страдает скупостью и корыстолюбием и может разгневаться, как возмущается он вопросом Воланда: "Вы когда умрете?"
Соков, как и другие современные персонажи "Мастера и Маргариты", испытаний, которые должны пройти кандидаты на обретение различных степеней М., не осилил. Ни один из псевдомасонских обрядов в "Мастере и Маргарите" не доводится до конца. Воланд и его товарищи подмастерья уподоблены в романе обладателям высших степеней М., для которых характерна, по утверждению Соколовской, страстная проповедь "борьбы со злом силою". Сатане и его свите особенно присуще мщение - отличительная черта степени Кадош. Они наказывают Берлиоза, Барона Майгеля и Алоизия Могарыча. Последний уподоблен строителю-подмастерью, предательски убившему Великого Мастера Хирама. Могарыч успел уже произвести в подвальчике булгаковского Мастера кое-какие строительные работы:
" - Я ванну пристроил, - стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу - одна побелка... купорос..."
Во время последнего полета Фагот обретает облик рыцаря черного и белого орла. В варианте 1936 г. он выглядел следующим образом: "Луна лила бешеный свет, и теперь он заиграл на золотых застежках кафтана на рукояти, на звездах шпор. Не было никакого Коровьева, невдалеке от мастера скакал, колол звездами бока коня рыцарь в фиолетовом. Все в нем было печально, и мастеру показалось даже, что перо с берета свешивается грустно". Коровьев-Фагот похож на тех рыцарей черного и белого орла, которые, по словам Соколовской, несколько модернизировали рыцарский костюм, надев короткие черные далматики (кафтаны) черного или белого цвета и пояса с серебряной или золотой бахромой, а также черные шляпы, украшенные золотым солнцем (у Булгакова вместо шляпы - берет с орлиным пером).
В окончательном тексте рыцарский наряд Фагота превратился в традиционные рыцарские доспехи, как это и было в большинстве лож степени Кадош; а прегрешение, за которое он понес наказанье, стало прямо связываться с темой света и тьмы: "На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом...
- Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
- Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!" В качестве символа печали, траура и смерти выбран не черный цвет, принятый в ложе степени Кадош, а фиолетовый, традиционный для западного христианства. Поскольку рыцари белого и черного орла именовали себя "сынами света" и "сынами солнца", каламбур насчет солнца и тьмы являлся для них вещью предосудительной и мог быть сочтен гордыней - одним из семи запретных для степени Кадош пороков. В наказание Коровьева-Фагота превратили в шута.
Одно из занятий, которым предлагает Воланд заняться Мастеру в последнем приюте - "сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула", хотя и восходит к соответствующему эпизоду "Фауста", имеет, как, впрочем, и у Гёте, масонскую окраску. Соколовская в статье "Масонские системы" рассказывает о так называемой Теоретической степени М., которая "есть посредствующее звено между свободным каменщичеством и высшим собратством избранных просветленных, т. е. "внутренним орденом", к принятию в теоретические философы избирались достойнейшие питомцы масонского приуготовительного училища, иоанновские мастера; однако им предоставлялось еще время пройти одну или две степени шотландского масонства, "дабы к философским работам способными соделать"...
В русских архивах сохранились многочисленные списки предметов для занятий масонов в степени теоретических братьев, но многие из них писаны шифром и трудно поддаются толкованию: не всегда возможно угадать границу между иносказанием и действительностью. Таковы подробнейшие описания "создания гомункула в хрустальных ретортах из майской росы и человеческой крови" (этот процесс следует понимать как метафору соединения мужского и женского начала, крови и росы, с целью достижения Андрогина - двуполого совершенного существа)..."
Фактически Воланд обещает Мастеру производство в следующую степень - теоретического философа. Интересно, что действие московских сцен "Мастера и Маргариты" происходит в мае, так что один ингредиент гомункула оказывается прямо под рукой. Другим ингредиентом должна послужить кровь убитого на Великом балу у сатаны Барона Майгеля. Эта кровь "давно ушла в землю", так что она может соединиться с майской росой и сделать возможным сотворение гомункула.
Полет Мастера в черном ночном небе к последнему приюту в скалах (вспоминается шубертовское "Черные скалы мой покой", произносимое во время последнего полета Коровьевым-Фаготом в варианте 1931 г.), где герой должен обрести степень теоретического философа, ассоциируется с мрачной обстановкой теоретических лож. Соколовская утверждала: "В противоположность светлому, красивому убранству лож иоанновского масонства и причудливой обстановке красных шотландских лож, ложи, предназначавшиеся для заседаний теоретических братьев, были мрачны, их убирали черным сукном и черным шелком".
Поскольку теоретическая степень занимала промежуточное положение между низшим, иоанновским М. и высшим, андреевским, неполнота награды, данной булгаковскому герою, может найти здесь свое объяснение. Как предупреждал Воланд Мастера в ранней редакции: "Ты не поднимешься до высот, не будешь слушать мессы...". Последний приют, где творец романа о Понтии Пилате сможет наслаждаться покоем, находится на границе света и тьмы.
Возлюбленный Маргариты не поднимается до степени рыцарей черного и белого орла - "сынов света", но оказывается выше обладателей степеней иоанновского М., которым, по Соколовской "открыты были лишь символы кристаллически чистого учения нравственного усовершенствования и служения на пользу страждущего человечества". Таким "голым светом", говоря словами Воланда, способен наслаждаться только одномерно мыслящий Левий Матвей, не только ученик Иешуа Га-Ноцри, но и как бы обладатель низшей, ученической степени М. Булгаковский Мастер выше столь примитивного понимания светлого начала, однако сам не способен к борьбе и мщению, хотя и готов признать способность зла творить благо. Поэтому он не в состоянии достичь высших степеней андреевского, или шотландского М.
В завершении:
Булгаков думал умереть от финских ножей в спине
Масонский знак треугольника
И Кант тоже масон?!
Масонство и Коммунистическая партия едины!