ержан урманбаев
12.4.2016, 17:16
Читая недавно труд Э.Радзинского "Распутин" обнаружил в самом его начале рассуждения историка о "хлыстовстве" в России, массовом сектантском движении среди крестьян, извращённо толковавшим Христианство.
Справка из Википедии:
"Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сошёл на землю сам Господь Саваоф и вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «Христами» (помимо христов-преемников в каждой общине также были свои христы). Первым Христом стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии. Второй Христос — Прокопий Данилович Лупкин, живший сначала в Нижнем Новгороде, а позднее в Москве. При Христах были и «Богородицы»: имя первой не известно, а вторую звали Акулина Ивановна".
Это течение истоками уходит в языческое прошлое, но развитие получило благодаря реформам (1650-1660гг.) церкви царя Алексея Михайловича и расколу, в результате которого возникло стаообрядчество.
Впрочем, по данным всё той же Википедии В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения.
1. Это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства.
2. Гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства.
3. Взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом.
4. Это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества.
Старообрядчество, как и хлысты существуют по сей день.
Но я не совсем об этом явлении российской истории. Точнее я коснусь только творчества М.А.Булгакова и в частности образ яркого представителя "хлыстовского" движения Григория Распутина, исполнившего столь разрушительную миссию для всей Российской Империи и непосредственно для царской фамилии и Дома Романовых.
Итак, теперь к сути своего наблюдения.
В большинстве своих фундаментальных и классических трудов М.А.Булгаков использует метафору о корабле, сравнивая семейный очаг, родной дом с судном, медленно бороздящем море("Белая гвардия", "Дни Турбиных", "Записки покойника", ...) или речном трамвае, пересекающем реку (роман "Мастер и Маргарита"). Понятно, что автор так проводит аналогию со всей Россией, погибающей в бушующем океане революции и гражданской войны.
Но оказывается есть ещё одно прочтение!
В учениях "хлыстов" их общины так и звались "КОРАБЛЯМИ"!
Опять справка из Википедии:
"Отдельные общины хлыстов называются «кораблями». Они понимаются в качестве «внутренней», тайной церкви в отличие от «внешних» православных церквей[3]. Эти корабли совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоит «кормщик», называемый также Богом, Христом, пророком, апостолом и т. п. Каждый кормщик в своем корабле пользуется неограниченной властью и громадным уважением. Бывает ещё «кормщица», которая называется также «восприемницей», «пророчицей», «богородицей», «матушкой» и т. п.
Стоит заметить, что сами хлысты называют себя "БОЖЬИМИ ЛЮДЬМИ" "ХРИСТОВОВЕРАМИ", то есть приверженцами "Христовой веры".
Исходя из известной моим читателям логики получается, что Иешуа и есть тот самый "ХЛЫСТ" или Лжепророк, смутивший разум народа псевдоучением о Христе, о ЦАРСТВЕ ИСТИНЫ (или светлом будущем, коммунизме), распространивший в миру убеждение о возможности грехом истребить грех (справедливым злом), растлившим женщин своими распутными оргиями... Вот такое дополнение к анализу незабвенного текста дорогого моему разуму М.А.Булгакова, неизвестное современной науке.