Ержан Урманбаев

Добрый день! Георгий, про то, кому надо служить хорошо разложил по полочкам М.А.Булгаков в романе "МиМ". У этой службы Сатане-Воланду впереди один исход - в преисподнюю и в забвение. Путь прокуратора Понтия Пилата (Николая Второго, как я считаю, то есть символа России) долог и труден, полон противоречий. Но даже сквозь тьму веков он ведёт ко свету и даже недоразвитый Иешуа (В.И.Ленин) не может заставить свернуть его с дороги ...
Может убить, к сожалению. Так что шанс на вечность есть только у настоящего Христа, а не у всех новоявленных Лжепророков.

Георгий Бровин

Ержан, если Иешуа - Ленин, то Пилат по логике должен быть Сталиным ))

Ержан Урманбаев

Это домыслы. Но гляньте на описание головы, возникающей вместо головы Иешуа в воспалённом мозгу прокуратора в главе 2. Не находите много сходства с вождём?.. Для справки, на всех известных изваяниях Император Тиберий изображается с волосами. Сталин - это Воланд, прямой исполнитель воли Иешуа. А прокуратора Понтия Пилата после объявления приговора в главе 2 сопровождает везде конвой. В главах 25 и 26 именно конвой по тексту охраняет его покой. Так что Пилат - это по роману арестант, жертва после отречения от престола (вынесения приговора Иешуа), а не всемогущий правитель. Это бросается в глаза в главах 25 и 26. Такая вот логика.

Георгий Бровин

Ержан, вспомните обстоятельства смерти Сталина! - абсолютно одинокий человек под неусыпной охраной, которая боится зайти к нему в спальню и проверить, жив он там или нет. И тени им убиенных, прямо или косвенно, обступают его из всех темных углов. Чем не Понтий Пилат?! ))

Ержан Урманбаев

Это притянуто за уши. Я анализирую текст, а не ищу подобные обстоятельства, которых в истории правителей у человечества несметно. Воланд в романе Булгаков столько раз обозначил узнаваемо Сталиным, что сомневаться в этом мне и в голову не приходит. Более того, из этого сам М.А.Булгаков совсем и не делал секрета. Нельзя было только прямо устно или письменно назвать Воланда Сталиным. В те годы сравнение Сталина с Сатаной каралось правоохранительными органами очень быстро. Именно поэтому вы нигде не находите свидетельств этой аналогии от автора.
К прокуратору в романе "МиМ" вход свободный. Понтий Пилат - это метафора, которая не имеет прямого отношения к библейскому образу. И в романе этот человек исключительно положительный и милосердный, который даже казнь над уголовниками совершить и проконтролировать не в состоянии ...

Георгий Бровин

Хорошо, Ержан, вы меня убедили. Булгаковский Пилат на роль Сталина не тянет, вынужден согласиться. Но как Иешуа может быть Лениным? - вот этого я понять пока совершенно не в состоянии. Мне был бы понятней, например, другой вариант: Пилат - это Ленин, Иешуа - Троцкий, а кровожадный первосвященник Каиафа - Сталин? ))

Ержан Урманбаев

Георгий, первосвященник Каифа - это Патриарх Тихон. Вспомните его портрет и сравните с описанием "чёрнобородый". А потом перечтите описание того, о чём предупреждает прокуратора Каифа:

"...Не мир, не мир принёс нам ОБОЛЬСТИТЕЛЬ народа в Ершалаим....Ты хотел его выпустить затем, чтобы ОН СМУТИЛ народ, НАД ВЕРОЮ НАДРУГАЛСЯ и подвёл народ под римские мечи (Гражданскую войну)!"

Дальше автор комментирует происходящие события вне сада Ирода Великого:

" Каифа смолк, и прокуратор услыхал опять как бы шум моря, подкатывающего к самим стенам сада Ирода Великого. Этот шум поднимался снизу к ногам и в лицо прокуратору. А за спиною у него, там, за крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст ног, железное бряцанье... "- Ты слышишь, прокуратор? - тихо повторил первосвященник. - Неужели ты скажешь мне, что всё это, - тут первосвященник поднял обе руки, и тёмный капюшон свалился с его головы, - ВЫЗВАЛ ЖАЛКИЙ разбойник Варравван?"

И кто после 1917-го года смутил разум народа и надругался над верой?

А Троцкого Булгаков из романа исключил, но в черновике можно обнаружить такой портрет

"Христос был изображён во фраке, с моноклем в глазу и с револьвером в руках". Это образ Иисуса в поэме Ивана Бездомного.
То есть вариант обыграть образ Троцкого у Булгакова был, но он так и не сложился.
Возможно, Булгаков не смог адекватно противопоставить в своём воображении Сталина (своего главного героя) и Троцкого. Слишком много было сходства в их судьбе во время Гражданской войны и Октябрьского переворота.

А ваши домыслы конфликтуют с текстом в каждой фразе романа.

Георгий Бровин

Ержан, ну мне же тоже хочется принять творческое участие в разгадке истинных замыслов классиков нашей литературы ))

Ержан Урманбаев

Георгий, Иешуа - это не только В.И.Ленин. Это обобщённый образ Антихриста, Лжепророка. "Иисуса, как живого, но со всеми отрицательными чертами" - по Булгакову.

Да ради бога, Георгий. Только мои доводы вычитаны из текста, а не притянуты из головы и словарей, как у булгаковедов и знаменитых литераторов.

Георгий Бровин

Вот я пытаюсь вспомнить, какие там есть отрицательные черты у Иешуа. Способность останавливать головную боль, ниспосланную Всевышним?

Ержан Урманбаев

Иешуа, например, старается всё время оставаться в тени, уклоняясь от света солнца, то есть свои дела в романе Иешуа вершит незримо, без свидетелей, чтобы избежать ответственности.

После убийства Иуды, Афрания (Воланда, Сталина) ждёт некий коновод (в толковом словаре это слово имеет значение вожак, заводила, зачинщик), с которым они некоторое время едут вместе.

Позже в романе многие персонажи романа для чего-то идут или проходят мимо башни Антония (Смольный), над которым Иуда видит два пятиконечных пятисвечия в виде десяти лампад (образы Ленина и Сталина в виде красноармейских звёзд). И над всем этим свет луны, символа тьмы, Зла.

В главе 29 Воланд, то есть Сатана, в ответ на просьбу Иешуа, переданную ему Левием Матвеем, отвечает вполне по армейски: "Будет сделано!" - как положено служивому исполнителю.

Разве может настоящий Иисус приказывать Сатане?
И разве Сатана станет послушно исполнять то, что противоречит его натуре?..

Булгаков аккуратно и незаметно, чтобы не задеть самолюбие Сталина (главного цензора), показывает, что Воланд-Сталин не самостоятелен, а действует по указке.

В 1919-ом году Булгаков писал в письме, что он начал произведение о Распутине и царе Николае Втором.
Теперь вспомните слово "гемикрания", которое появилось в романе уже близко к кончине писателя, заменив "мигрень". Ещё обратите внимание на раздражающий прокуратора запах розового масла (этот запах резкий, который благоухает только в сильно разбавленном виде, но важнее другое свойство; розовое масло - это древнее средство, которое применяли ещё в Египте для улучшения свёртыемости крови!).
Итак, головной болью прокуратора является некая неудобоваримая "гемикрания", но которая очень созвучна "гемофелии" цесаревича Алексея. То есть в образе Иешуа Булгаков ещё обыгрывает влияние на его поступки старца Распутина и болезнь цесаревича ...

Георгий Бровин

Ержан, вы подметили очень много деталей. Но какова же суть, все эти детали объединяющая? То есть, в чем "мораль сей басни"?
Если вспомнить Гёте, то у него Мефистофель приходит к Всевышнему, чтобы договориться с ним об испытании души Фауста, и получает высочайшее добро на этот психологический эксперимент. Нечто подобное прослеживается и в "МиМ". Воланд - лишь "часть той силы, что вечно хочет зла, а совершает благо". То есть, "силы света" и "силы тьмы" - это всего лишь правая и левая руки Всевышнего, которыми он творит свою волю в подлунном мире.

Мне вот как-то так представляется художественная сверхзадача романа, его мораль.
А если Булгаков действительно переодел Сталина, Ленина, Николая и пр. в маскарадные костюмы своих персонажей, то я не понимаю - зачем? с какой художественной целью? что он хотел этим сказать? ))

Ержан Урманбаев

Сверхзадача - это лучше к Бахыт-ага. Он профессионал, поэтому сможет точнее сформулировать.
Я всего лишь толмач, который обнаружил за всякими противоречивыми деталями абсолютно стройный согласованный и логичный сюжет.

По поводу эпиграфа могу сказать, что он избран Булгаковым специально для Сталина, чтобы ненароком подольститься к вождю, втереться в доверие. Очевидно, это было воспринято Сталиным в качестве комплимента и оправдания тем чудовищным преступлениям, которые в те годы тиран уже совершил, совершал прямо в этот момент и совершит в будущем.
Грубо говоря, Булгаков использовал известное Сталину произведение, признанное во всём мире гениальным, в качестве обыкновенной пыли, чтобы застлать ему глаза.
Но в самом романе Воланд совершает исключительно преступления, то есть ЗЛО, исключая какое бы то ни было благо, то есть Добро.

Роман является по сути разоблачением советской коммунистической Утопии, в котором показано, что стремление осчастливить мир насильно грозит самой России (и не только России) гибелью.

Это почти документальное повествование, написанное под постоянным неусыпным и непрерывным контролем цензоров, разоблачающее суть советской и российской языческой идеологии, построенной на использовании нечестивого и невежественного сознания народа.

Прямо сегодня то же самое по всем СМИ вытворяют последователи той же самой политики промывания мозгов подменой Добра Злом ...
Так я думаю.
А в "Фаусте" у Гёте, про часть силы говорит Мефистофель, оправдывая свои злодейства на пути соблазнов. Ничего о двух руках, уравновешивающих развитие человечества у него нет.

На мой взгляд, никакой морали в истинных произведениях искусства найти нельзя. Это не басни и не сказки для детей ...
Библия - это не набор стандартных ответов на все вопросы бытия, это сборник задач, на которые каждый человек обязан найти ответы сам, используя примеры решений подобных задач в прошлом ... Где-то так, Георгий.


Георгий Бровин

Вот-вот, Ержан, про библию я как-раз это и имел в виду - время показало, что любой пытливый читатель может при желании найти в ней оправдание любым своим поступкам. Как, например, иные православные христиане, расколбасившие Донбасс из градов, усвоили из библии лишь одну цитату на все случаи жизни - "Не мир я вам принес, но меч!"
Лично моё скромное мнение такое, что не совсем рационально искать в романе "МиМ" новую библию, разбивать его на цитаты и искать в них новых потаенных смыслов. Хотя, конечно, каждый имеет полное право искать новых смыслов где ему нравится. Да здравствует свобода мысли! ))


Ержан Урманбаев

Булгаков разоблачает попытки творить новые Утопии, говоря чётко, что Библия в современности единственный верный учитель нравственности.

Большинство литераторов, булгаковедов, читателей давно и прочно растащили роман "МиМ" на цитаты, выдёрнутые из контекста. Я же обнаружил всего ОДИН сюжет, абсолютно логичный и не допускающий никаких других смыслов и версий, который имеет доказательные отростки практически во всех творениях автора.

Роман разделён на ПЯТЬ законченных частей, где

первая повествует о уничтожении разума (злоключения Ивана Бездомного и убийство М.А.Берлиоза), бытием, определившим сознание, то есть подготовке и убийстве М.А.Берлиоза,

вторая составляет моральный кодекс чести (о развлечениях свиты Воланда в Москве) посредством которого внедряется в жизнь новая идеология,

третья (о Маргарите) показывает нравственные идеалы,

четвёртая рассказывает, что за царство истины, светлое будущее готовит советская власть народу СССР (смерть и прощание мастера перед падением в преисподннюю всей свиты),

пятая характеризует историческую хронику отречения царя Николая Второго и гибель всей Российской Империи (Ершалаимские главы).

В романе присутствует строгая хроника дат, происходящих событий.
Например, дата появления Воланда в Москве на Патриарших прудах вычисляется с абсолютной точностью, благодаря полнолунию в среду и 1 мая в субботу. Это 28 апреля 1926-го года. Все остальные даты, цифры столь же конкретны и красноречивы.


Ержан Урманбаев

Георгий, добрый день! Добавлю в качестве комментария несколько аргументированных утверждений.

«Я был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа».

Запись в дневнике М.Булгакова после знакомства с журналом «Безбожник», 1925 год.

Эта идея была воплощена гением М.А.Булгакова в романе "Мастер и Маргарита". Только Булгаков изменил имя своему персонажу, чтобы принизить "безмерное" кощунство изображения Иешуа в качестве Христа, подчеркнув тем самым, что это Иешуа "негодяй и мошенник", который изображает из себя Иисуса. Писатель наглядно отобразил представление простого российского человека, всего народа о образе Иисуса, которого на самом деле они сами понимают превратно, не Всемогущим властителем всего живого, а убогим лукавым юродивом утописте, лопопущим всякую благотворительную чушь о "царстве истины" или о светлом будущем, коммунизме, прислуживая Сатане Воланду. А вот этот Сатана Воланд-Сталин как раз и является самым главным правителем на всей Земле. Этот сатирический образ по сей день провозглашается всеми литераторами, читателями гениальным творением М.А.Булгакова ...