Ержан Урманбаев
Я раньше не заметил вашего выражения. Главным делом моей жизни являются мои дети. Они есть моя награда и моё наказание, как я это понимаю. А М.А.Булгаков только одно из тех дел, которые выпали на мою долю в жизни. Их было немало, уверяю вас, я давно живу. Быть может, самое интересное с точки зрения интеллектуального труда, но точно не главное.
Нина Стрельникова
Мне стал наконец понятен загадочный эпизод с желтыми цветами. Желтые цветы - символ предательства, именно с этим символом предательства Маргарит подходит к Мастеру, конечно не из-за внезапной любви, а по заданию НКВД. Но затем Маргарита "выбрасывает цветы", то есть она потом полюбила Мастера...
Нина Стрельникова
Да, Понтий Пилат, умывающий руки - это Николай, отрекшийся от престола. И сцена суда в Ершалаиме - это спор о том, какой должна быть Россия, действительно, я вижу теперь, что это не о процессах при Сталине, это более раннее, и действительно на это ясно указано...
Ержан Урманбаев
Жёлтые цветы, мимозы, как позже будет указано, - это символ 8-го марта, ещё одной выдуманной в СССР даты. Так обозначается точное время знакомства в романе. Маргарита в романе два раза выбрасывает цветы. Это знак соглядатаям, что всё пошло по плану ... Любви в том эпизоде совсем нет, там скрыт финский нож ... Любовь придёт позже, когда она станет прозревать, читая роман ...
Хотите я вам про "чёрного пуделя" расскажу. Л.П.Берия, явно по специальному заданию выводил и вывел новую породу собак - "русского терьера", помесь риценшнауцера, ротвейлера, эрдельтерьера в общем 14 пород, неофициально называющейся "Собакой Сталина". Она выводилась ещё с 1924-го года и очевидно М.А.Булгаков знал об этом, поэтому он включил такой многозначительный и абсолютно реальный предмет в число своих символов в романе ...
Нина, могу вас и себя поздравить. Ведь вы первый человек, которого я сумел переубедить настолько быстро. Раньше это требовало длительных усилий ...
Нина Стрельникова
Знаете, Ержан, я в свое время много раз перечитывала роман, и пыталась для себя как-то объяснить те вопросы, которые возникали. Но у меня не выстраивалось логических ответов. И действительно - я пыталась оценить аналогии с точки зрения тех знаний, которые у меня были: то есть с точки зрения человека, живущего намного позже Булгакова. Если представить саму себя в то время, когда он писал, когда весь этот "бал сатаны" происходил ежедневно рядом, с тобой и вокруг тебя, и еще совсем непонятно куда все это ведет, и чем кончится... Вы меня убедили, потому что все стало ясно. Конечно, не все - потому что там в романе очень много информации. Но какие-то странные знаки, которые я видела, и которые цепляли меня, и которые я не могла понять, вдруг стали понятны. Эта надпись на скамейке - Нюра - конечно же указывает, что Маргарита пришла не просто погулять, а на условленное для этих целей место. И обнаженные женщины, и Гелла со шрамом на шее) Действительно, сколько было этих пламенных комсомолок-пионерок, стоявших на высоких трибунах в красных галстуках... А я никак не могла понять - есть эта деталь, шрам на шее, а где же разгадка? Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить... И эти похороны Берлиоза без головы, за гробом которого идут все "литераторы" - конечно Вы правы до жути, до мурашек... И этот ресторан "у Грибоедова", голова, все конечно рождает вполне определенный жуткий ассоциативный ряд...
И главное - на поверхности все так красиво и благостно, как и было в те годы, если вспомнить фильмы тех лет.
В Собачьем сердце есть такой персонаж - машинистка Васнецова, ее Шариков приводит и говорит, что она будет жить с ним. И Преображенский спрашивает ее, как она могла согласиться, ведь она порядочная женщина. И она отвечает, что Шариков угрожал ее уволить - этот эпизод перекликается с тем, что Вы пишете о судьбе женщин в романе, о Маргарите, поэтому я так быстро согласилась с Вами, хотя мне самой это в голову не приходило, пока Вы не сказали)
Ержан Урманбаев
Я, конечно, знаю много, современным языком, "фишек" Булгакова. Но вот ещё одна. Кот Бегемот, заглядывая сквозь решётку в ресторан Грибоедова, сравнивает завсегдатаев Дома Грибоедова с "ананасами в оранжереях". Каково же было моё удивление, когда я вычитал в энциклопедии о ананасах, что они в силу природных свойств не подвержены процессам гниения. То есть Булгаков ненароком говорит читателям, что в Доме Грибоедова обитают авторы вечных творений искусства, сравнимых с авторами Дон-Кихота, Фауста, Мёртвых душ ... Такой вот язык ... А ещё есть натуральный прикол. В романе 13 раз М.А.Булгаков пишет слово "галстуХ" черех "Х", подчёркивая плебейское произношение новоявленных руководителей страны. Причём в предпоследней редакции он пропустил в главе 7 галстук на шее Степана Лиходеева, а в последней нашёл и выправил ...
Нина Стрельникова
И поэтому Коровьев с Бегемотом (уже не уверена - с Бегемотом или Азазелло) сжигают "Грибоедов", то есть уничтожают настоящую классическую русскую литературу? А я думала, что они мстят литераторам, травившим Мастера...
Ержан Урманбаев
И ещё, надо понимать, что в главе 18 тогда, когда Воланд со свитой отдыхают в "нехорошей квартире", принимая посетителей, где-то в углу валяется натуральная голова М.А.Берлиоза, напоминая читателям о себе запахом ладана, церковной парчой, амвоном ...
Азазелло - это Берия. Он остаётся служить Воланду, когда первых двух ликвидируют ... История... Правильно то, что уничтожают Дом Грибоедова, но ошибка в том, что это связанно с литературой. Не так. Литературу смывают потоком лжи, водой социалистического реализма, в Доме Драмлита вполне конкретно. В том эпизоде Маргарита спасает участников демонстративных похорон М.А.Берлиоза от ночного визит воронков с арестами ... А швейцар радостно свистит, пробуждая всю округу ... А в Доме Грибоедова уничтожают одно из основных прав человека - СВОБОДУ слова, его разум, предприимчивость, ...
За гробом М.А.Берлиоза идут литераторы с УДИВИТЕЛЬНЫМИ лицами ...
Нина Стрельникова
Ержан, я все должна перечитать. Кстати, сама книга попала ко мне не совсем обычным образом. Сначала я пыталась взять ее в читальном зале областной библиотеки - там была каталожная карточка, я заполняла требование, а на выдаче мне отвечали, что книга на руках. Тогда я заполнила однажды требование накануне, заранее, и пришла к открытию. Я уверена, что первой подошла к окошку выдачи, но мне ответили, что книга на руках... Потом я все же смогла взять эту книгу у одного случайного знакомого, а потом мне подарили эту книгу - у меня появилась собственная книга. И потом я много раз ее перечитывала. Сейчас найти текст романа не составляет никакого труда, а я впервые взяла в руки этот роман в 1988, в августе.
Ержан Урманбаев
Я читал роман в первый раз весной 1974-го года ... Но помните последняя редакция начинается со слов "В час жаркого весеннего заката ...", а предпоследняя "Однажды весною, в час небывалого жаркого заката..." Читайте, это полезно всегда ...
Нина Стрельникова
Трудно согласиться с тем, что дом Грибоедова воплощает в себе какие-то высшие ценности и свободы. Ведь Булгаков изображает это заведение в духе Зощенковской сатиры. Это место, где едят и веселятся избранные, псевдолитераторы новой власти, куда вход по членскому билету, а не по таланту. Ведь именно это лежит на поверхности?
Ержан Урманбаев
Вы снова заблуждаетесь. Уровень таланта в цивилизованном обществе определяют некие материальные символы, в первую очередь спрос, и, естественно, в правовом государстве документ для тех, кто ещё мало известен. Высшие ценности пусть определяет Всевышний и время. Это не наша епархия. Вход по пропускам появляется в Доме Грибоедова после того, как уволен швейцар Николай за то, что он не помог укрыться Ивану Бездомному раньше. Это вынужденная мера для безопасности от агентов НКВД. В Доме Грибоедова в реальности на "тайную вечерю" всей интеллектуальной общественности страны собирались в среду ночью (заседание литераторов МАССОЛИТ-а назначенно на 22-00 часа, разве легальные собрания проходят так поздно?), там метафорически присутствуют композиторы, архитекторы, Иоанн Кронштадский (покойный, естественно, то есть подобные ему религиозные деятели), режиссёры и даже сам как бы Лев Толстой (вероятно, известные писатели) и даже мои родственники в тюбетейке ...
Нина Стрельникова
Признаюсь, все эти сцены я читала не внимательно, вскользь и с недоумением, именно по той причине, что непонятно: почему они собрались так поздно? Почему такая разномастная публика, почему они спорят между собой, склочничают, по поводу дач и прочих материальных благ. Мне не хотелось вникать в эти окололитературные дрязги, и я все это просто выкинула из головы, отнеся эту сцену к области сатиры Булгакова на нравы современной ему литературной тусовки. Но конечно не могу не согласиться, что аналогия с тайной вечерей прослеживается.
Ержан Урманбаев
Там ещё есть прямая аналогия с 12 апостолами и 12-ью литераторами, ожидавшими М.А.Берлиоза.
Нина Стрельникова
Ержан, а все же, вот слова самого Булгакова:
"Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.
Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке.
Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад.
Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу − особняк еще цел до сих пор.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.
Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет".
Где в этом отрывке можно найти хотя бы намек на то, что Маргарита была сексотка - секретная сотрудниц на тогдашнем сленге? Ничего подобного я не вижу!
То есть Вы хотите сказать, что Маргарита девятнадцатилетней начала работать в "органах" и поэтому ни в чем не нуждалась?
Да, еще по поводу "черного пуделя" - Вам кажется, что этот знак указывает на то, что Воланд - это Сталин. Но есть другое объяснение, Булгаков указывает этим знаком, что иностранец - это сатана. Вспомните, как начинается "Фауст" Гете : Входит Фауст с пуделем.
Фауст
Оставил я поля и горы,
Окутанные тьмой ночной.
Открылось внутреннему взору
То лучшее, что движет мной.
В душе, смирившей вожделенья,
Свершается переворот.
Она любовью к провиденью,
Любовью к ближнему живет.
Пудель, уймись и по комнате тесной не бегай!
Полно ворчать и обнюхивать дверь и порог.
Ну-ка – за печку и располагайся к ночлегу,
Право, приятель, на эту подушку бы лег.
Очень любезно нас было прыжками забавить.
В поле, на воле, уместна твоя беготня.
Здесь тебя просят излишнюю резвость оставить
Угомонись и пойми: ты в гостях у меня.
Вот Вам и пудель. Ведь задачей Булгакова было показать в "иностранце" сатану, дьявола - ведь он появляется как обычный человек в романе, хоть и иностранец)
И что такое "Варьете" со всеми его героями: Советское правительство, каким оно было до появления Сталина?
Ержан Урманбаев
Добрый день!
Отрывок из романа. Булгаков два раза повторяет в романе, что он враньё от первого до последнего слова. Так говорит Римский и Воланд. Так что роман надо читать постоянно оглядываяь на это замечание, то есть от противного. особенно, где автор вам навязчиво внушает, что он говорит "сущую правду". " Правдивый повествователь" подчёркнуто обозначает для читателя символ лжи, то есть автор предлагает тут задуматься. Описание семейной жизни Маргариты - это обывательская мечта советской женщины. Независимая жизнь безо всяких обязательств. О таком счастье всерьёз могут мечтать лишь продажные женщины. Здоровый и богатый муж, в праздники покидающий дом, отсутствие детей, огромная квартира в цетре Москвы ... М.А.Булгаков из своего далека предлагает дать адрес этой "подруги" даже нашим современникам, явно намекая, что такие женщины будут в избытке присутствовать и в 2013-ом году в 21-ом веке ... Автор приглашает желающих в притон, чтобы весело провести время. Вы не слышите?
Обратите внимание на выражение "попала в особняк". Женщины входят в дом мужа, поселяются в нём, вьют гнездо ... Попадают в яму, на деньги, то есть пропадают ... Вслушайтесь. И как может 19-летняя женщина не ощутить ни МИНУТЫ счастья с таким супругом, если она свободна и молода?.. Знать она обитает в особняке по неволе и обслуживает не только своего так называемого мужа (судя по тому, что только Ковровьёв обращается к Маргарите с эпитетом "сладко" и позже вручает ей её секретный скарб из нижнего ящика шкафа, - это он), но и его знакомых. Разве нормальной женщине Простите меня! в публичном доме доставит ощущение счастья?.. Автор там же пишет про её существование, что она его "влачит", снова подчёркивая то, что она живёт в особняке насильно, таща ярмо, исполняя работу ... И ведь не угрызениями совести страдает Маргарита относительно своей измены абсолютно идеальному супругу, что было бы естественно, а мучается по какому-то каторжанину, который снится ей ночами ... Как же вы ничего не видите, Нина?
Про её службу косвенных примет очень много. Это и появление Маргариты, когда она сама выбирает мастера, и навязчивое выбрасывание цветов, и ровно 10 стуков сердца, совпадающие с 10-ью скрипоами калитки, вдруг участившееся в безлюдном прежде до Маргариты дворике подвальчика ... Зачем точильщику ножей искать себе заказчика в пустом дворе, где живёт один человек?.. Проще обратиться напрямую к мастеру ...
около часа назад · Отредактировано · Нравится
Пудель. О отношении к Фаусту Сталина в СССР было известно всем. Это и использует Булгаков, специально путая читателей. И зачем Булгакову так сложно обозначать Сатану, когда в романе он его прямо так и называет - САТАНА? Зачем прятать то, что видно всем? Знать автор прячет нечто другое ... Воланд - не иностранец, а плод растиражированной в СССР о Сталине мифилогии, молвы, которая давала все те описания, которые поминает Булгаков ...
Символы, метафоры, аллегории, стереотипы ... Их в романе бесчисленно ... По сей день что-то вдруг выскакивает из текста, что я прежде не замечал ... Но всё реже и реже ...
Эпиграф из Фауста, которым открывается роман о части силы той, что вечно хочет зла, но совершает благо, - это ведь тоже ложный посыл, комплимент Сталину, а действительности печальная страшная ирония М.А.Булгакова о судьбе Отечества ... Из Тьмы Ершалаимской, из мрака ада, из пекла преисподней обращается к нам писатель, в надежде быть правильно понятым ...
Дополню. Из воспоминаний современников, Елена Сергеевна Шиловская-Булгакова приглашала к себе в дом настоящих иностранцев, шикарно одевалась, на её столе были немыслимые по тем временам яства, чёрная икра, красная рыба ... Позже её любовниками были Симонов, Фадеев ... Я пишу это без самого малого осуждения. Куда уж мне, когда сам М.А.Булгаков ничего в этом для неё осуждающего не находил ...