8. Ведущий дает слово четвертому докладчику.

Тема: “Сатана там правит бал” или сатирическое изображение современности. Образ Берлиоза”.

Вопросы для обсуждения:

Чем страшно безверие Берлиоза (и о каком безверии идет речь)?

В чем еще Булгаков обвиняет современное ему общество?

Какой символический образ использует для характеристики современного общества?

Краткие выводы:

По мнению Булгакова в Берлиозе страшно абсолютное неверие, сопряженное с активным влиянием на души других людей, со стремлением властвовать над ними. Символическое воплощение современного мира Булгаков дает в сцене бала.

9. Ведущий дает слово пятому докладчику.

Тема: “Почему Берлиоз назван Берлиозом. Музыкальные ассоциации в романе”.

Вопросы для обсуждения:

Известно, что музыкальные мотивы задают в романе Булгакова, как правило, пародийно-ироничный план (фокстрот “Аллилуйя!”, куплеты Мефистофеля, романс Шуберта из телефонной трубки, рёв музыкальных инструментов на похоронах Берлиоза и т.п.).
Какую роль играет ассоциация с именем композитора Гектора Берлиоза, автора “Фантастической симфонии”?
Почему своему самому отрицательному персонажу Булгаков дал фамилию знаменитого композитора, а потом обрек своего героя на столь бесславную смерть?
Краткие выводы:

Музыкальные ассоциации играют важную роль в художественной структуре романа. Очевидным образом обращает на себя внимание "музыкальная фамилия" Берлиоза. Этот факт, во-первых, специально выделен в романе: Иван Бездомный (демонстрируя невежество) говорит, что композитор - это "однофамилец Миши Берлиоза". Во-вторых, благодаря фамилии Стравинского (другого "опекуна" Ивана) музыкальная ассоциация утверждается как неслучайный факт - как мотив в структуре романа.

В чем же смысл переклички булгаковского Берлиоза и композитора Гектора Берлиоза?

Нам кажется, что расправа над Берлиозом - это косвенное выражение глубокой и острой полемики Булгакова с идеями, изложенными в самом известном произведении Гектора Берлиоза - его "Фантастической симфонии". Знаменателен сюжет этой симфонии, второе название которой - "Эпизод из жизни артиста". Гектор Берлиоз, 26-летний автор, изобразил в симфонии себя и свою любовь к знаменитой английской актрисе. Симфонии предпослана литературная программа: молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пылким воображением безнадежно влюбляется, в припадке отчаяния он отравляется опиумом. Принятая им доза, недостаточная, чтобы вызвать смерть, погружает его в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; его ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина становится для него мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он встречает и слышит повсюду и которая в конце концов приводит его к гибели.

Что же не устраивало Булгакова в художественной концепции Берлиоза? Во-первых, в "Фантастической симфонии" любовь показана как чувство, ведущее к гибели. А Булгаков, рассказывая историю двух влюбленных, показывает, что любовь - это сильнейшее чувство, преодолевающее смерть, способствующее возрождению человека. Во-вторых, у Гектора Берлиоза возлюбленная, превратившаяся в ведьму, - это падшая душа, способная только на зло. В романе же Булгакова Маргарита - это символ идеальной женщины, которая ради любимого готова на любые жертвы.

Таким образом, концепция этого музыкального произведения оспаривается Булгаковым, а на смену ей приходит тема всепоглощающей любви, выстраивается образ идеальной женщины.

Урманбаев-Габдуллин

В романе сатирически изображается не быт советского обывателя и гражданина, но политическое устройство, которое вынуждает людей оскотиниваться.
М.А.Берлиозу в романе автор сознательно дал свои инициалы, чтобы ненароком показать читателям, с кем из персонажей хотел бы ассоциировать себя сам М.А.Булгаков.
Безверие М.А.Берлиоза состоит не в огульном атеизме, тупо и бездоказательно утверждающего, что бога нет, а в желании рассмотреть происхождение всех мировых конфессий с точки зрения науки и истории. Точно также как это делают любые просвещённые и продвинутые институты по теологии. Говоря прямо, М.А.Берлиоз представлен в романе человеком просвещённым, который верит в нравственные ценности, но не верит в некий Всемогущий высший разум, сотканный по образу и подобию самих людей. Такким был, например, Евгений Гинзбург - лауреат Нобелевской премии.
У М.А.Берлиоза не просматривается нигде желание властвовать над людьми, наоборот, он провозглашает абсолютно противоположные равноправные демократические отношения.
Сцену бала я бы не стал настолько упрощать, как демонстрацию сатиры на современность и человечество.
Но это отдельный и долгий разговор.
Скажу лишь, что Бал Сатаны - это пародия на Праздник Первого мая.

Берлиоз, вероятно, показался Булгакову самым подходящим из известных музыкантов (хотя я не уверен, что он искал подходящую фамилию только среди музыкантов), которые бы начинались на букву "Б" и носили бы странную еврейскую, масонскую (с точки зрения обывателя) фамилию. Этот персонаж давал необходимое количество ложных ассоциаций своим независимым положением со множеством фантастических и религиозных произведений. Позволял развернуться всевозможным домыслам литератора любого уровня.
Впрочем, выбору имён в романе "Мастер и Маргарита" можно посвятить ещё одну книгу.
М.А.Берлиоз абсолютно точно не отрицательный персонаж романа "Мастер и Маргарита". Совсем наоборот.
Отрицательным его делает Сатана Воланд-Сталин и его свита, вся же остальная общественность говорит и относится к нему с нескрываемым пиететом. Более того, на его похоронах под прицелом глаз Азазелло проходит 300 отважных литераторов мимо Кремля ...
Я бы вообще воздержался от категории "самый" в отношении героев произведения Булгакова. Это отнюдь не однозначно, хотя очевидно, что самыми отрицательным персонажем романа являются сатана и и его свита.
Да и как же может быть иначе? И разве может Дьявол относится хорошо к хорошему человеку?..
Мне кажется, ответ очевиден.

Музыкальные ассоциации в романе демонстрируют звуковые изменения, наполняющие современную М.А.Булгакову действительность. Отвратительное глумление над церковными песнопениями (фокстрот "Аллилуйя"), превращение классической музыки в нечто официальное и карательное (сопровождающие погоню за Иваном Бездомным звуки, очевидно, звучат иначе, то есть сиренами и свистом милиционеров), в народе стали слышаться хоровые пения каторжников ...
Впрочем, и эта тема глубока и требует другой отдельной книги.
Иван Бездомный, позже Иван Понырев - это гениальный ученик мастера, которому доверяет и поручает до нести до нас свою историю М.А.Булгаков, ибо "понырь" на русском языке - это подземная река, которая рано или поздно находит выход наружу где-то в далёкой неизвестности.
Ну, а знать М.А.Берлиоза в 23 года, не имея специального музыкального образования, совершенно не обязательно, даже весьма хорошо образованному человеку.
Так что Иван в романе нигде не выглядит невеждой. Это заблуждение.

Расправа над М.А.Берлиозом (в романе воплощением разума просвещённой российской интеллигенции) - это казнь советской власти над сознанием всего народа России, именно об этом говорит тост Воланда "За бытие!" - который он подымает и пьёт из кощунственного языческого сосуда, традиционного каннибалам, созданного из натуральной головы М.А.Берлиоза.
Маргарита - это образ не идеальной женщины. Это образ несчастной российской бесплодной бабы, рождённой в просвещённой семье и вынужденно ублажающей всякую нечисть вперемешку со своим возлюбленным.
Но и о Маргарите стоило бы написать отдельную книгу.

11. Комментарий ведущего.

Существует мнение, что Булгаков очень любил музыку, прекрасно в ней разбирался, а вот живопись не входила в круг его интересов; поэтому в его романе не может быть живописных ассоциаций... Но композиция романа свидетельствует о том, что Булгаков владеет "зеркальной техникой" как атрибутом живописного мышления. Об этом свидетельствует параллелизм "ершалаимских" и "московских" глав. В системе образов мы видим взаимное отображение главных героев - Мастера и Иешуа Га-Ноцри, которые выбрали способом воздействия на окружающий мир слово. У них по одному ученику - Иван Бездомный и Левий Матвей, их предатели - Алоизий Могарыч и Иуда. Так же зеркальны в романе события: предательство и наказание главных героев - заточение в сумасшедший дом одного и казнь другого. И в тех, и в других главах мы встречаем описание внезапно налетающей, свирепствующей грозы и таинственной, сказочной луны.

В связи с этим становится очевидной взаимосвязь романа и отдельных его эпизодов с картинами Веласкеса. На его полотнах (вспомним "Менины" или "Венеру с зеркалом") зеркала - не формальный атрибут, а своеобразное окно в сокровенный мир, в котором открываются смыслы бытия. И Булгаков не случайно "разбросал" по роману зеркала и их подобие: стекла, поверхность воды и т.п. С их помощью он также стремится постичь смысл происходящего вокруг. Но Булгаков усиливает этот образ, добавляя к нему мотив разбитого зеркала (стекла): воробушек разбил стекло фотографии, Маргарита бьет стекла в доме Драмлита, Мастер покидает город "с разбитым солнцем в стекле". Этот образ становится символом отрицания существующего миропорядка.

Поэтому не важно, знаком ли был Булгаков с полотнами Веласкеса, любил ли он живопись – главное, ему присуща зеркальная техника как атрибут живописного мышления. И понять это нам помогают возникающие в нашем сознании художественные ассоциации.

Урманбаев-Габдуллин

Научный руководитель вводит детей в заблуждение.
М.А.Булгаков никаких взаимных зеркальных отображений образов Мастер и Иешуа не составлял.
Мастер - это художник и творец, подвергающийся гонениям со стороны власти в лице Иешуа и его соратника и наследника Воланда.
Иешуа - Антихрист, Лжепророк, узурпировавший власть в России, который решает судьбу Мастера.
Иван Бездомный - поэт, писатель и творец, на чью долю выпадает написать в будущем истинную историю России.
Левий Матвей - отверженный Иешуа ученик, который сам подвергается гонениям со стороны Воланда, последовательного официального наследника Иешуа.
Алоизий Могарыч - застройщик и друг Мастера, который предоставил свой дом для убежища Мастеру и Маргарите. За это в романе он будет властью лишён своей собственности и выслан из Москвы.
Иуда - российский гражданин, подло убитый по заданию Воланда.

Иван Бездомный прячется в клинике Стравинского добровольно, спасаясь от преследований.
Иешуа в романе казни избегает.

Изломанные солнечные лучи обозначат исковерканный, извращённый, отраженный свет Солнца, торжествующий в России.
Воробей обозначает образ ребёнка профессора Кузьмина.
Маргарита шумом бьющегося стекла привлекает внимание народа ...

Ведущий ошибается ...

12. Ведущий дает слово последнему (шестому) докладчику.

Тема: “Пассион И.С.Баха “Страсти по Матфею” и “ершалаимские” главы романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Вопросы для обсуждения:

Какие идеи высказал Булгаков в своем романе?
Какие вопросы вам хотелось бы задать самому писателю?
Краткие выводы:

Основу возвышенно-трагического настроения, связанного прежде всего с "ершалаимскими" главами и с линией Мастера и Маргариты, составляют ассоциации с именем и музыкальным творчеством И.С.Баха. Вставной роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри - это роман-"пассион", напоминающий читателю о Пассионе Баха "Страсти по Матфею". Данная параллель призвана подчеркнуть бессмертие идей, высказанных в романе.

Урманбаев-Габдуллин

Типичные банальные заблуждения-утопии читателей.
Никакого отношения к роману М.А.Булгакова эти рассуждения не имеют.
Просто кому-то очень хочется выглядеть бесконечно глубокомысленным, рассуждая о бессмертии.