Много писем в адрес Сталина написал и сохранил в своём архиве М.А.Булгаков.
Конечно, писатель сделал это намеренно, ведь количество сожжённых им драгоценных текстов учёту не поддаётся.
Зачем же писатель сохранил свидетельства унизительных обращений, где он подобно юродивому демонстрирует свои проблемы и язвы, рассчитывая на милосердие?
М.А.Булгаков, судя по его же произведениям, уже в начале 1920-ых годов понял, что никакого милосердия у руководителей СССР быть не может по определению! Советская власть движима исключительно корыстью и интересами отдельных преступных личностей, в чём будущим поколениям предстоит ещё покаяться.
Тогда зачем сохранил он эти письма?
Я считаю, что он был не уверен в том, что их сохранит тот, кому он их написал.
Эти письма делали его в глазах чекистов таким же смертным гнусным трусливым вечно просящим о пощаде интеллигентом, каким им представлялись все мыслители, писатели, художники. Как понимали соглядатаи М.А.Булгакова, он был обуреваем только одной мыслью - всеми возможными способами выехать за границу и остаться там навсегда. К слову, многие современные литераторы считают также. А ещё эти письма позволяли демонстрировать сотрудникам НКВД, следящим за ним, что у него есть неформальная связь с "Хозяином", потому что они-то знали о звонке И.В.Сталина и о его покровительстве. И чекисты, сознавая это, относились ко всем близким М.А.Булгакова с чрезвычайной настороженностью, ибо понимали, чем может грозить им самое малое раздражение Сталина. То есть письма Сталину выполняли ещё одну функцию - они были его "охранной грамотой", страховым полисом, свидетельством того, что если будет шанс, то последует скорая расправа уже над ними самими либо за действие, либо за бездействие.
Но всё же задумаемся.
М.А.Булгаков написал и сохранил не одно письмо, знать понимал, что его послания как-то попадают до адресата. Похоже, что для этого ему и не требовалось их направлять в Кремль. За содержанием этих посланий следили соглядатаи, которые обо всём докладывали своему "хозяину". И М.А.Булгаков это хорошо сознавал.
Выезд за границу на постоянное местожительства сам он представлял для себя невозможным.
Так куда и зачем он рвался? Или делал вид, что рвался, чтобы иметь от советской власти некие преференции? Наверняка так и было, но не только это.
М.А.Булгаков множество своих произведений носил в своей голове, помня их наизусть, и для него поездка за рубеж была возможностью отрешиться от этого невыносимого бремени, придав своим ненаписанным рукописям материальную форму. Таким образом, он хотел застраховать от уничтожения свой закатный роман и, вероятно, ещё и другие неизвестные нам произведения.
Следует добавить, что всё им ненаписанное позже в той или иной степени вошло вынужденно в роман "Мастер и Маргарита" в концентрированной, выточенной, кристаллизовавшейся форме.
Но вернёмся в то время, когда М.А.Булгаков рассчитывал ещё выехать в Европу вместе с другими артистами. Для этого он приложил не мало усилий. Беда была в том, что противостоял ему сам И.В.Сталин. В какой-то момент, когда прикреплённые к М.А.Булгакову чекисты уже готовы были его выпустить в командировку на гастроли с МХАТ-ом, только вмешательство самого Сталина остановило выдачу заграничного паспорта писателю. Я думаю для чекистов так и осталось загадкой, почему обласканный вниманием самого "Хозяина" литератор оставался "невыездным".
В реальности, было несколько причин.
1.М.А.Булгаков кормил И.В.Сталина обещанием написать его Евангелие с самого начала его знакомства где-то в 1921-ом году. И это раздражало руководителя СССР.
2.И.В.Сталин уже один раз удовлетворил его ультиматум, когда разрешил ему восстановить постановку спектакля "Дни Турбиных" во МХАТ-е, более того, он своим устным распоряжением назначил М.А.Булгакову выдуманную ставку режиссёра-ассистента. Мне представляется очевидным, что взамен Сталин ждал от Булгакова завершения работы над романом о нём самом.
3.И.В.Сталин отлично понимал, что, выехав за границу, М.А.Булгаков сумеет оставить свои произведения, рукописи у своих родственников и друзей, тем самым лишив вождя возможности перлюстрировать, контролировать содержание его трудов, которые он несомненно считал гениальными. Не мог допустить Сталин, чтобы роман о дьяволе вышел без его контроля.
Стоит признать, что, как ни был ловок и хитёр М.А.Булгаков, он не смог ввести в заблуждение И.В.Сталина. Как не смог он и "пробить" недоверие "вождя всех народов" к своему "закатному" произведению.
Тем не менее, сомневающийся Сталин так и не обнаружил в романе "Мастер и Маргарита" ничего откровенно крамольного, очерняющего образ Воланд-Сталина и Иешуа-Ленина, хотя я думаю, что он сам за портретом Иешуа не увидел мелькающей тени В.И.Ленина. Вероятно, он представлял себя кем-то, с кем запросто переговаривался сам Пророк Иисус.
Иначе мне трудно представить, как бы мог сохраниться великий роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", в котором с беспощадной откровенностью разоблачается весь чудовищный режим советской власти и его невежественные и жестокие руководители ...
29 октября 2012-го года.