"Чёрный пудель" - это метафора, как и множество других подобных предметов и понятий в романе, начиная с Ершалаима и Иешуа, заканчивая всесоюзной борьбой с котами.
Известно, что само имя "Воланд" и "Фаланд" упоминается в "Фаусте" у Гёте. Там же Мефистофель, то есть дьявол, является Фаусту в образе "чёрного пуделя".
Понятно всякому читателю, что "чёрный пудель" - это некое материализованное обозначение Зла, легко запоминающийся образ доброй преданной декоративной домашней собачки, но с противоположным белому (серому) чёрным цветом, который в соответствии с авторским замыслом подчёркивает силы тьмы.
Понятно, что для М.А.Булгакова было важно изобретать слова и символы, которые одновременно представляли нечто хорошее, но с каким-то явно противоположным Добру свойством. Например, в поэме у Ивана Бездомного "Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус, только, правда, снабжённый всеми отрицательными чертами Иисус". Очевидно, что так может выглядеть только Антихрист.
Но всё же я могу добавить в аллегорию с "чёрным пуделем" реальности.
Во-первых, "чёрный пудель" - символ Зла, который гордо носят на себе все представители высшей советской власти, им расшиты предметы во время ритуальных церемоний, очевидно, что в СССР таким символом мог быть и был серп и молот, герб государства, именно он причиняет неудобства Маргарите во время "бала сатаны".
Во-вторых, так как Сталин и Булгаков знакомы где-то с начала 1920-ых годов, то писателю, вероятно, были известны тайные частные замыслы вождя всех народов, направленные на увековечивание своего имени даже в мелочах, как ему могло представляться.
Я уверен, что одним из таких увлечений Сталина было выведение новой породы сторожевых собак.
И в конце концов такая порода была выведена!
Её так и называли в просторечии "собакой Сталина". А в официальной классификации она получила название "чёрный терьер" или "русский терьер", выведенный и признанный в качестве отдельной собачьей породы в конце 1940-ых, начале 1950-ых годов.
Мне представляется, что М.А.Булгаков знал о этой тайной страсти И.В.Сталина.
Следует признать, что это всего лишь моё предположение, документальных данных и подтверждений от автора у меня такому факту нет.
Тем не менее я считаю, что образ "чёрного пуделя" обыгрывал эту тайную мечту всемогущего властителя, добавляя многозначительности символу Зла, соединяя образ Мефистофеля и И.В.Сталина, что несомненно льстило сознанию всесильного Хозяина Страны Советов.
В-третьих, внимательный и посвящённый читатель должен понимать, что вся мистическая символика в романе "Мастер и Маргарита" является маскировкой, прикрытием истинного сатирического и антисоветского содержания произведения, выдающейся Антиутопии.
4 мая 2012-го года.