Казалось бы многократно отмеченный практически всеми булгаковедами характерный артефакт времени. Но и тут все они заблудились среди своих домыслов и ложных направлений мысли, придуманных М.А.Булгаковым сознательно.
Но вернёмся к фактам и тексту романа.
Троллейбус с маркой ЛК-1 (Лазарь Каганович) был введён в эксплуатацию в Москве в ноябре 1933-его года.
В романе троллейбус упоминается несколько раз.
1.Максимилиан Андреевич Поплавский после визита к Воланду едет на Киевский вокзал в троллейбусе.
2.Маргарита едет на встречу в Александровский сад на троллейбусе.
3.Маргарита летит над Арбатом над крышами троллейбусов.
И ещё одно моё наблюдение.
В эпизоде, когда во время сеанса чёрной магии Воланд перечисляет последние технические изменения на улицах Москвы в частности он говорит и о транспорте. Но почему-то не называет троллейбусы, хотя казалось бы именно их он назвать обязан, как единственное на тот момент настоящее нововведение!
Все эти детали вынуждают литераторов фантазировать о времени описываемых Булгаковым в Москве событий. Чаще всего у заслуженных филологов это получается путанно и противоречиво друг другу. Они, исполнившись тщеславия, изощряются в попытках перещеголять других в своих познаниях Москвы 1930-ых годов, каждый раз приписывая исключительно себе право на истинное знание.
Но они заблуждаются.
Прежде всего надо вооружиться здравым смыслом и отказаться от своих домыслов.
1. Нет сомнения, что М.А.Поплавский путешествует по Москве после 1933-его года. Возможно, автор троллейбусом указывает читателям на кончину А.М.Горького летом 1936-го года.
Какой родственник или близкий писателю человек из города Киева был в опале к советской власти в тот год мне пока неведомо.
Можно было бы предположить, что это Максимилиан Волошин, но он умер в 1932-ом году, когда троллейбусов ещё в Москве не было. Хотя этот факт мог быть применён Булгаковым как раз для того, чтобы избежать аналогии с известным поэтом.
Мне представляется, что разгадка поездки Поплавского в троллейбусе кроется в прототипе персонажа романа, в личности этого по описанию огромного человека.
2. Маргарита Николаевна едет к Кремлю на свою последнюю встречу с Воландом, чтобы воссоединиться с мастером. Очевидно это происходит после 1936-го года, когда она наблюдает похороны М.А.Берлиоза. Скорее всего М.А.Булгаков подразумевает тут похороны А.М.Горького. Ну, а игра слов автора о том, как год тому назад они сидели на той же скамейке возле Кремля вместе с мастером дополнительная путающая временная ширма, чтобы смешать в умах читателей 1936-ой и 1937-ой годы.
3. Полёт Маргариты над Арбатом из её настоящего в 1937-ом году в воспоминания о прошлом времени в 1926-ом году происходит метафорически, как бы вне времени.
Эти воспоминания имеют в романе строго ограниченные рамки, начинаясь как бы под воздействием крема Азазелло в главе 20, они заканчиваются в главе 24, когда Маргарита из шести часов раннего праздничного утра вдруг попадает в летнюю полночь.
Троллейбусы, на которыми летит Маргарита, очередной запутывающий элемент М.А.Булгакова, который характеризует новое время вместе с потоком кепок, то есть форменных фуражек солдат, заполняющих Арбат для участия в параде на Красной площади.
Понятно, что вся эта заумная фантасмагория соответствовала времени, когда под подобными метафорами большинство талантливых литераторов прятали своё неприятие советской власти, свой протест против произвола.
Мышление литераторов Серебряного века, как-то существовавших в СССР и Москве в 1920-ых и 1930-ых годах, воспринимало и ощущала мир слов иначе, чем во все последующие годы. Современным читателям и зрителям поэтому нужен едва ли не переводчик для понимания искусства того периода истории России.
Одним из таковых толмачей, как мне кажется, в отношении творчества М.А.Булгакова являюсь и я.
7 ноября 2011-го года.