13.05.2011 16:08:00

Добрый день, Татьяна!

Вот вам ещё некоторые мои наблюдения и сопоставления, быть может о самом вами любимом персонаже романа, о Маргарите в главе 19:

"Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк"

(слово «попал» в русском языке может обозначать то, что человек попал впросак, в яму, в западню, на современном сленге говорят «попал на деньги», попадают во что-то трудно достижимое, как-то на популярный спектакль, на встречу со знаменитостью, в Кремль на встречу с правительством; про замужество говорят иначе, в дом мужа входят или жену вносят на руках, нет, не попадают случайно невесты к жениху в хату, как обычно, лукавит, играя словами, М.А.Булгаков)

"она не знала счастья. Боги, боги мои!»

Необходимое дополнение от сибирского аборигена.

Семейная жизнь Маргариты Николаевны покрыта тайной. Безусловно, это не случайно. По каким-то этическим, мне не ведомым причинам не желал М.А.Булгаков даже в столь изощрённо зашифрованном виде раскрывать подробно эту тему.
Может быть, у сестёр Нюренберг Ольги и Елены были такие подробности их юности в среде офицеров Красной Армии, ВЧК и НКВД, которые даже упоминать было отвратительно? Не знаю.
Но сам роман говорит мне с абсолютной достоверностью, что отношения между Евгением Александровичем Шиловским, Ольгой Сергеевной Бокшанской, Еленой Сергеевной Шиловской-Булгаковой и Михаилом Афанасьевичем Булгаковым были крайне запутаны, сложны и покрыты завесой табу, наложенным писателем на самого себя.
Мне не удалось понять и найти в романе свидетельства того, отчего так удачно сложилась биография С.А.Шиловского в сталинское время.
Понятно, что это не было случайностью.
Видный соратник командующего армией И.П.Уборевича, служивший под его руководством до 1931 года, должен был быть репрессирован одним из первых, вместе со своим бывшим начальством, но этого не произошло. Где-то в 1939-ом или 1940-ом году он станет генерал-лейтенантом, профессором, возглавит кафедру в Академии Генштаба. Эти данные я взял из книги «Дневник Елены Булгаковой», Москва, Издательство «Книжная палата», 1990 год, страница 12, 15, 16. К моему сожалению, другими данными о нём я, в данный момент, не располагаю.
Иероним Петрович Уборевич был признан советским судом врагом народа, вероятно поэтому Елена Сергеевна неохотно рассказывает о отношениях с ним и его семьёй, опасаясь компрометации своей биографии.
Само знакомство Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича произошла на музыкально-артистических вечерах Нины Владимировны Уборевич, супруги командарма, то ли на масленой неделе в прощёное воскресенье (по христианским традициям), когда в России пекут блины, в 1929 году это было 17 марта, то ли 28 февраля (?), как однажды упомянет Елена Сергеевна в дневниковой записи.
Не знаю, сколько правды в моих догадках, но как отдыхали и гуляли в те годы офицеры Красной Армии описано самим М.А.Булгаковым в главах 14 и 18. Мне тут даже прибавить нечего. Это были просто распутные оргии.
Какие неведомые никому и непредназначенные для публики тайны и секреты знал М.А.Булгаков о своей жене?
Бог даст, мы не узнаем об этом никогда.

Ержан.

Татьяна Дюльгер 14.05.2011 17:32:14 (Ответ пользователю: Урманбаев-Габдуллин)

Вы правильно говорите, Ержан, что Маргарита - мой любимый персонаж в романе.

Когда речь идёт о прототипах, как у Булгакова, так и вообще, автор не списывает полностью портрет, живую копию. Автор позволяет своему персонажу жить своей жизнью, которая будет, конечно же, отличаться от жизни литературного прототипа.
Мы можем предполагать, догадываться, искать доказательства, кто был прототипом, но в любом случае, это мало изменит наше восприятие образа в целом. Часто читатель воспринимает роман путем простого чтения, не вдаваясь в подробности литературоведения.

Чем мне близка Маргарита? Она не гналась за материальными ценностями. Превыше богатства у неё - любовь.
Она не может быть счастлива в благополучном, на первый взгляд, браке, потому что не любит мужа.
Она по-своему счастлива с Мастером в бедном полутёмном полуподвале. Здесь для неё открывается мир бедного писателя. Он читает ей свой роман, она внимательно слушает, возможно, именно так обстояли дела в доме Булгаковых.
* * *


Сейчас, Ержан, хочу вас и всех участников форума поздравить с днём рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.
120 лет!

Много пишут о нём в эти предъюбилейные дни о его романе, о героях романа, о прототипах.

Урманбаев-Габдуллин 14.05.2011 18:47:18 (Ответ пользователю: Татьяна Дюльгер)

Добрый день, Татьяна!
Вы заблуждаетесь, принимая собственную романтику мистификации за идею М.А.Булгакова.
Никакого брака в романе нет.
Вчитайтесь и вдумайтесь! Так в семье не бывает! Так происходит в притоне!
Какая любовь?..
Маргариту в 19 лет привели к Воланду в качестве изысканного блюда королевских кровей!
Систему растления женщин и детей (в черновике Гелла подчёркнуто несовершеннолетняя!) показывает автор в сценах с Маргаритой и Воландом в главах 22 и 24.
И это тоже придумал не я, а М.А.Булгаков.
Иначе зачем такое количество совпадений и противоречивых недомолвок?
Зачем Маргариту "умывают кровью"? Для здоровья? Для шутки? Что это может означать на русском языке кроме безумной муки?
Почему Маргарита "кипит от радости", а не сияет счастьем?
Зачем Маргарита роется на книжных полках мастера, о чём прямо пишет автор?
Что за силуэт сопровождает Маргариту в двери, когда она бросает его?
С какой стати Маргарита ползёт к мастеру (как провинившаяся собака) в последней сцене перед смертью?

Думайте.
Я вам рассказываю о том, что написал М.А.Булгаков, а не пытаюсь вам навязать свое видение, как делают все кругом. В том числе и Мариэтта Чудакова ...
Вы опровергните меня не эмоциями, а тем, что указанные мною слова могут значить нечто другое, не то, что я вам говорю.

Ержан.

P.S. И речи нет о копиях своих прототипов.
Булгаков в художественной форме отражает посредством выдуманных персонажей и биографии исторических личностей своё видение окружавшей его реальности.
Кому-то воздаёт почести и возносит в святые, кого-то поливает грязью и отправляет в ад ...

Татьяна Дюльгер 16.05.2011 03:48:21 (Ответ пользователю: Урманбаев-Габдуллин)

Мне трудно с Вами спорить, Ержан, потому что Вы полностью погрузились в книгу, посвящаете ей много времени.

Конечно же, Маргарита - далеко не святая, она - грешница. Более того, ей нравится играть в ведьму. Она привыкла к этой роли и даже наслаждается ею. Здесь, конечно же, нет никакой романтики, а наоборот, злая реальность времени, окружения, судьбы.

Начальный наш разговор о мистическом в романе. Всё, что происходит с Маргаритой, в высшей степени мистично.
Она летает на метле, играет роль королевы на мистическом балу у Сатаны, она спасает Фриду и так далее.
И вот в главе XXX они с Мастером снова в полуподвальной квартире. Им почти нечего одевать, у них нет средств к существованию, Мастер не может поверить, что они были у Сатаны. И даже обед появляется у них на столе не известно откуда. Мастер даже не уверен, можно ли это есть и не исчезнет ли еда, а Маргарита уже привыкла ко всему необычному и ничему не удивляется.

Азазелло делает свою работу: отравляет мастера и Маргариту и тут же их оживляет. Действие переносится в потусторонний мир. Всё очень интересно и увлекательно! Но я абсолютно не имею времени, чтобы как-то это растолковывать читателям. Пусть каждый воспринимает, как умеет, как понимает.

И здесь, в главе XXX, я встречаю превосходный афоризм: "Оскорбление является обычной наградой за хорошую
работу"
smile.gif Это говорит Азазелло мастеру.
Ничего и не надо разгадывать, Ержан, и так всё ясно.

Действие переносится в потусторонний мир.

Урманбаев-Габдуллин 16.05.2011 07:27:10 (Ответ пользователю: Татьяна Дюльгер)

Количество времени, затраченное мною на творчество М.А.Булгакова не имеет ровно никакого значения.
Уверяю вас, профессора и академики от филологии русской литературы 20-го века, М.О.Чудаковы, В.Лосевы, Сахаровы, Соколовы, Зеркаловы, Барковы и т.д. затратили его значительно больше, чем я.

Ну, а чему посвящать своё время решает каждый сам для себя.

Маргарита не играет в ведьму и тем более не наслаждается этой ролью, она "стала ведьмой от горя и бедствий", как пишет М.А.Булгаков.
Маргарита прекрасно осознаёт свою нечестивую суть и сама себя за это ненавидит!

Без размышлений смысла в чтении нет.
Беда М.А.Булгакова в том, что никому нет дела до идеологии писателя, до его последнего "закатного" вопля. Всем всё ясно ....
Вы опять бродите среди своих заблуждений.

Мистические символы - это навязанная окружающим миром насильственная пелена, которой покрыл свои труды великий писатель.
Нет метлы, ведьмы, бала сатаны.
Есть убогое жилище и бредущие по жизни убогие и раздетые замученные и сломленные россияне ...
В это время по советской стране звучит повсюду популярнейшая песня "Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек"...

Пищу в подвальчике мастера из всего, что у неё и у Алоизия Могарыча было, приготовила заранее сама Маргарита. Удивляться ей нечему.

Зачем читать, если у вас на чтение нет времени?..
Хорошее чтение противоречит суете и беготне в самой своей сути.
Нельзя оправдывать интеллектуальной ленью лукавое желание не замечать того, о чём в реальности написаны все хорошие книги.

Смотреть и слушать, как переворачивается от нетерпения в гробу М.А.Булгаков, мне невозможно.

А все воспринимают одинаково.
И про это восприятие автор пишет удовлетворённо от имени Л.П.Берии: "Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу".

Но как ещё можно относится к работе ПАЛАЧА?..

P.S. Сегодня распространено представление о том, что искусство, литература в частности, предназначено людям ради развлечения, удовольствия, наслаждения, хорошего настроения.
Это ошибка.
Мастурбации эрогенных зон не заменят настоящей любви, а она всегда состоит из состраданий и самопожертвований.
Наслаждение в ней всего лишь минутная награда на долгом пути навстречу с собою и друг с другом.
Нельзя подменять суррогатом культуры, шоу-бизнесом, масс-культурой, саму КУЛЬТУРУ.
Бессмысленной суетой ради хлеба насущного - самопогружение в глубины смысла своего существования, которое любит тишину и размеренность во времени и пространстве.

Урманбаев-Габдуллин 15.05.2011 10:57:01

Разве может человек,
1.сочувствующий невинному,
2.брезгливо передёргивать плечами
3.и непроизвольно умывать от грязи руки?..

Как Понтий Пилат выносит приговор Иешуа.

Глава 2. Понтий Пилат. Деталь.

«- Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов?
- Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю».

Необходимое дополнение.

Вера в единого бога довольно популярное утверждение среди прихожан различных конфессий. Обычно так говорят верующие, чтобы избежать бессмысленных споров о том, чей бог истинный.
В действительности, каждая из известных современных мировых религий заявляет, что именно провозглашённый ими Бог и есть тот самый единственный на весь мир Всевышний Господь, а люди, верующие в другого Бога, как они считают заблуждаются.
Человек, утверждающий, что он верит в некоего абстрактного единого Бога, попросту лукавит, прикрывая этой фразой свою истинную веру либо пряча под ней свой оголтелый атеизм.
Никакого другого смысла утверждение «бог один в него я верю» не содержит. Это пустая отговорка, не обозначающая ничего.
Здесь Иешуа этими словами заявляет прокуратору, что они верят в разных богов, значит их понятия о нравственности, добре и зле, не совпадают.

Продолжим.

«- Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем… - тут голос Пилата сел

(тот Бог, в которого верит Иешуа, не имеет понятия о милосердии),

- это не поможет. Жены нет? – почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит

(без бога, без семьи, без царя в голове, одними иллюзиями и жаждой власти живет Иешуа).

- Нет, я один.
- Ненавистный город… - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их

(язык тела Пилата говорит о том, что вызывает в нём брезгливость Иешуа),

- если бы тебя зарезали перед твоим свиданием с Иудою из Кириафа, право, это было бы лучше

(надо было давить в зародыше коммунистические бредни сожалеет прокуратор).

- А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант

(это лицемерная игра),

и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить

(проверяет произведенное впечатление Иешуа, должен он быть уверен, что попадет под покровительство Афрания, не должен его защищать и оправдывать прокуратор).

Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:
- Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

(к сожалению, много раз в истории отпускал и миловал царь Николай Второй людей, говоривших куда более страшные вещи)

О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?

(пришло время, и царь занял это место)

Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня!

(самой смерти недостаточно Иешуа, столь опасны его речи для здоровья общества)

Повторяю тебе: берегись!
- Игемон…
- Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон

(изо всех сил гонит от себя несчастный отец в отчаянии иллюзорную надежду на исцеление сына, снова и снова терзающую его душу).

– Ко мне! – крикнул Пилат.
И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га-Ноцри, и секретарь записал сказанное Пилатом.
Через минуту перед прокуратором стоял Марк Крысобой. Ему приказал сдать преступника начальнику тайной службы и при этом передать ему распоряжение прокуратора о том, чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осуждённых, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чём бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы».

Необходимое дополнение.

Очень важный момент в тексте романа, не замечаемый большинством булгаковедов.
Прокуратор даёт чёткий приказ-«распоряжение», который нарушить или понять двусмысленно невозможно.
1. Иешуа Га-Ноцри сдаётся под непосредственный контроль начальника тайной службы, то есть Афрания.
2. Иешуа Га-Ноцри должен содержаться изолированно.
3. Иешуа Га-Ноцри в последнем перед казнью заключении не должен вступать ни с кем в разговор.
Эти положения приказа полностью отрицают вероятность случайного дополнительного издевательства над Иешуа, которое могло изменить его лицо и голос до неузнаваемости.
Этот приказ М.А.Булгаков вставил в роман исключительно с целью однозначного понимания развития сюжета.
На следующий день на столбе казнят вместо Иешуа Га-Ноцри другого человека.

Продолжим.

«По знаку Марка вокруг Иешуа сомкнулся конвой и вывел его с балкона».

Татьяна Дюльгер 16.05.2011 04:20:06 (Ответ пользователю: Урманбаев-Габдуллин)

«- Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов?
- Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю».

Знаете, Ержан, может Вам покажется странным, но Бог, как Творец, Создатель, Отец небесный - действительно один. Разные конфессии толкуют по-разному, но в последнее время наметилась тенденция к объединению различных культур. Существует единая, мировая культура, об этом даже не стоит спорить.
Думаю, что вера в единого Бога - это не бред smile.gif, не фантазия. Теологи находят множество точек соприкосновения во всех священных писаниях.

Урманбаев-Габдуллин 16.05.2011 06:45:21 (Ответ пользователю: Татьяна Дюльгер)

Добрый день, Татьяна!
Ваше утверждение имеет определение - КОСМОПОЛИТИЗМ.
Ничего нового в этом учении нет, как и в объединении культур.

Культуры никогда не объединяются. Одна поглощает другую.
Великие книги различных конфессий имеют явно близкое содержание, вплоть до полной идентичности.
Я вообще убеждён, что Тора, Библия и Коран - это по сути одна и та же книга, с большим или меньшим количеством дополнений и изменений, внесённых людьми различных мировоззрений в приблизительно одном географическом пространстве.
Но со временем значение этих изменений только нарастает, как и разница между культурами.
Сближение - это несбыточная мечта, Утопия.
Человеку свойственно желание отличаться от соседа, и это в себе он ценит превыше всего.

Так мне кажется.
Ержан.