Записки покойника

Название романа «Театральный роман» было выбрано К.Симоновым для возможности публикации текста в 1965-ом году из двух вариантов. Причём предпочтение самого писателя явно отдавалось первому, что отмечала в воспоминаниях жена М.А.Булгакова Елена Сергеевна Шиловская-Булгакова. Также в рукописи на первой странице заглавие «Записки покойника» подчёркнуты два раза, как бы указывая на предпочтение автора.

Человек с мировоззрением С.Л.Максудова или М.А.Булгакова, по подсказке автора, не мог долго жить в условиях СССР, и был обречён на насильственную гибель.

Действующие лица.

Представление персонажей от Ержана.

Главный герой в двух образах:

1. Автор – М.А.Булгаков, случайный знакомый С.Л.Максудова.
2. Сергей Леонтьевич Максудов – автор «Записок покойника», в некотором роде прообраза романа «Мастер и Маргарита», или «этюд» словами Максудова, экспериментальная лаборатория филологических изысков М.А.Булгакова и литературных метафор.

Ксаверий Борисович Ильчин – режиссёр Учебной сцены Независимого Театра, в реальности офицер НКВД, вербующий и совращающий С.Л.Максудова на службу советской власти, прообразом которому послужил святой Франциск Ксаверий (1508-1552), самый успешный по мнению католической церкви миссионер, обративший в христианство большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением, быть может, апостола Павла.
Человек с зелёными петлицами – номер первый человек в фойе Учебной сцены при первом визите Максудова к Ильчину в главе 1, второй, третий, четвёртый, пятый – офицеры Красной Армии, обитающие постоянно в коридоре перед и в самом кабинете у Гавриила Степановича, человек, протирающий окно в бельэтаже во время разговора Максудова с Агапёновым в главе 9, картавый служащий Независимого Театра, приглашающий Фому Стрижа в репетиционный зал.
Аннушка – сварливая соседка, присутствующая также в романе «Мастер и Маргарита», ещё образ портнихи Анны Ступиной, сплетницы, получающей новости через Настасью Ивановну Колдыбаеву.
Ликоспастов – пожилой литератор, один из двух близких друзей Максудова; обыгрывая фамилию своего персонажа, М.А.Булгаков направляет мысль читателя к образу – лику Спаса, то есть к Спасителю Иисусу.
Бомбардов Петр Петрович – актёр Независимого Театра, доверенное лицо Ивана Васильевича, специалист по особым поручениям.
Тулумбасов Филипп Филиппович – заведующий внутренним порядком, администратор Учебной сцены, мрачный и замкнутый человек.
Дуся – подруга Максудова.
Парфён Иванович – друг Максудова, рискнувший дать ему браунинг для самозащиты.
Илья Иванович Рудольфи – Мефистофель, облагороженный образ Воланда.
Макар Борисович Рвацкий – издатель Рудольфи, прототипом вырисовывается образ Святого Макария – Митрополита Всея Руси, основавшего первую типографию в Москве.
Алоизий Борисович Рвацкий – брат Макара, прототипом которому служит Святой Алоизий Гонзаго, принявший смерть от чумы, спасая больных в Риме.
Измаил Александрович Бондаревский – маститый писатель, прототипом которого является Алексей Толстой.
Молодой человек, пропоровший щёку гвоздём при свидании с Рудольфи – представитель советской власти, сотрудник НКВД.
Критик Конкин – назначенный советской властью организатор встречи Измаила Бондаревского в СССР.
Беллетрист Флавиан Фиалков – очень способный представитель стиля социалистического реализма.
Лесосеков – известнейший автор.
Тунский – новеллист.
Баклажанов – представитель НКВД при Измаиле Бондаревском.
Егор Агапёнов – известный опальный писатель, прототипом которого является Борис Пильняк.
Китаец, кафр – в некотором роде представитель национальных окраин из Средней Азии, ради получения образования подвизавшийся к сопровождению Агапёнову.
Василий Петрович – деверь Егора Агапёнова из Тетюшей, охарактеризованный Рудольфи, как архангел, то есть соглядатай, приставленный к литератору. Кондюков Сашка – вероятно, полномочный посол СССР во Франции в 1924-ом году.
Катькин – ещё один официальный представитель СССР во Франции, облевавший на автомобильной выставке в Париже министра Франции.
Помадкин, Шерстяников – два советских дипломата, устроившие драку на Шан-Зелизе и демонстративно показывавшие друг другу кукиши в Гранд-Опера.
Клюквин, Пакин, Игнутов, Бобков, Катков, Баквалин, Кусков, люди «в зелённых петлицах», «вышколенные» Августой Авдеевной Менажраки курьеры – военнослужащие сотрудники НКВД, исполнявшие в Правительстве СССР роль прислуги.
Григорий Айвазовский – заведующий литературной частью в Когорте Дружных, вероятно, подразумевается театр имени Вахтангова.
Михаил Панин – заведующий литературной частью Независимого Театра.
Евлампия Петровна – женщина-режиссёр Независимого Театра.
Плисов Ипполит Павлович – заведующий поворотным кругом, штатный сотрудник НКВД с дореволюционным стажем партийной работы по проведению специальных секретных мероприятий за границей. 40 лет службы в Независимом Театре.
Горностаев Герасим Николаевич – актёр Независимого Театра, член совета основоположников, хронический больной саркомой, которая ежегодно в течение нескольких лет возобновляется весной в СССР и рассасывается летом в Европе. 57-и лет от роду.
Фаддей – слуга Герасима Николаевича.
Профессор Кли – швейцарский врач-чудотворец, мировая знаменитость по лечению сарком.
Бобылёва – заведующая пошивочным цехом Независимого Театра, чей портрет висит в галерее уважаемых людей Независимого Театра.
Севостьянов Андрей Пахомович – заведующий осветительными приборами, человек, отображённый на портрете в почётной галерее Независимого Театра с усами.
Настасья Ивановна Колдыбаева – старушка, тетушка Ивана Васильевича, в прошлом знаменитая актриса, прототипом которой служит Святая Анастасия Узорешительница.
Оскар Романус - дирижёр в Независимом Театре. 35 лет работы на сцене.
Антон Калошин - бывший трубач в пожарной команде, собутыльник председателя месткома.
Митя Малокрошечный - председатель месткома Независимого Театра.
Анна Ануфриевна Деньжина - концертмейстер Независимого Театра.
Андрей Андреевич - первый помощник режиссёра в театре.
Аврора Госье - художница из макетной Независимого Театра, прототипом которой, вероятно, была Нелли Стругач, чья миловидная внешность и экзотическое имя способствовали возникновению такой романтической ассоциации у М.А.Булгакова.
Аргунин – молодой актёр, восходящая звезда Независимого Театра, любовник Мисси.
Мисси – жена влиятельного лица.
Алёша – сын Мисси.
Амалия Ивановна – гувернантка Мисси, по происхождению из Германии.
Галин, Благосветлов, Стренковский – молодые актёры Независимого Театра, растущая смена старожилам.
Патрикеев - комический актёр Независимого Театра.
Владычинский - атлетический сложенный человек, драматический характерный артист Независимого Театра.
Скавронский – рослый, голубоглазый актёр массовки Независимого Театра.
Строев - представитель технического персонала Независимого Театра, по совместительству актёр массовки.
Гнобин - рабочий, обслуживающий технические устройства сцены.
Бобылёв – рабочий сцены, супруг заведующей пошивочным цехом Бобылёвой, помещённой современным руководством Независимого Театра в галерею почёта.

Все действующие лица, представленные М.А.Булгаковым, участвующие в действии романа «Записки покойника», а также охарактеризованные автором для иллюстрации и раскрытия содержания книги.

Писатели, литераторы, представители театральной общественности:

1. Бондаревский Измаил Александрович - недавно вернувшийся в СССР из эмиграции известный в литературной среде писатель, прототипом его является Алексей Николаевич Толстой.
2. Егор Агапёнов – известный писатель, близкий друг Бондаревского, вернувшийся из длительной командировки в Москву, вероятно, Борис Пильняк.
3. Китаец, кафр, дама в жёлтом платье – свита Егора Агапёнова.
4. Лесосеков.
5. Тунский (новеллист).
6. Конкин (и.о. хозяина квартиры) – литературный критик.
7. Флавиан Фиалков (беллетрист).
8. Баклажанов (соглядатай Бондаревского, приставленный НКВД) – начинающий литератор.
9. Василий Петрович – деверь Агапёнова из Тетюшей, секретный сотрудник НКВД, провинциальный писатель, сотрудничеством с советской властью, пробивающийся в среду литературной элиты СССР, как представитель простого народа.
10. Айвазовский Гриша – заведующий литературной частью в Когорте Дружных.
11. Клинкер Альберт Альбертович – драматург, автор пьесы «Приступ» о сражении, развернувшемся во время гражданской войны под Касимовым при подавлении восстания против советской власти.
12. Прок И.С. – драматург, автор пьесы про молодого человека с лунной головой как бы бодающего кого-то, то есть про чертей или про большевиков.
13. Жвенко Онисим – драматург.
14. Анбакомов – драматург.

Дипломаты СССР в Париже:

1. Кондюков Сашка.
2. Катькин.
3. Помадкин.
4. Шерстяников.

Сотрудники НКВД в Независимом Театре:

1. Клюквин – старший по служебному положению.
2. Пакин.
3. Игнутов.
4. Бобков.
5. Катков.
6. Баквалин.
7. Кусков.

Люди с зелёными петлицами:

1. Человек в фойе Учебной сцены при первом визите Максудова к Ильчину в главе 1.
2. Второй, третий, четвёртый, пятый – офицеры Красной Армии, обитающие постоянно в коридоре перед и в самом кабинете у Гавриила Степановича.
3. Человек, протирающий окно в бельэтаже во время разговора Максудова с Агапёновым в главе 9.
4. Картавый служащий Независимого Театра, приглашающий Фому Стрижа в репетиционный зал.
5. Молодой человек, пропоровший щёку гвоздём при свидании с Рудольфи – представитель советской власти, сотрудник НКВД.
Артисты Независимого Театра:

1. Бомбардов Пётр Петрович.
2. Пряхина Людмила Сильверстовна.
3. Елагин.
4. Вешнякова, исполнительница главной роли Ксении в пьесе Островского «Не от мира сего».
5. Таврическая Маргарита Петровна.
6. Горностаев Герасим Николаевич.
7. Колдыбаева Настасья Ивановна.
8. Аргунин – любовник хорошенькой дамы по имени Мисси.
9. Галин.
10. Благосветлов.
11. Стренковский.
12. Патрикеев – артист сатирического жанра, Арлекин.
13. Скавронский.
14. Владычинский - артист трагического жанра, Пьеро.
15. Адальберт.
16. Ольга Сергеевна.

Руководители Независимого Театра:

1. Панин Михаил – заведующий литературной частью, прототипом которому послужил нарком просвещения Российской Федерации Андрей Сергеевич Бубнов, в октябре 1917-го года один из семи членов Политического бюро ВКП(б), руководившими переворотом в Санкт-Петербурге.
2. Гавриил Степанович – управляющий материальным фондом Независимого Театра, вероятно, одно из возможных воплощений Председателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского.
3. Княжевич Антон Антонович – заведующий приёмом пьес.
4. Менажраки Августа Авдеевна – секретарь директора Независимого Театра Ивана Васильевича, Надежда Сергеевна Аллилуева.
5. Торопецкая Поликсена Васильевна – секретарь директора Независимого Театра Аристарха Платоновича, Надежда Константиновна Крупская.
6. Полторацкий Иван Александрович – председатель режиссёрской корпорации.
7. Тулумбасов Филипп Филиппович – заведующий внутренним порядком.
8. Малокрошечный Митя – председатель месткома Независимого Театра.
9. Бобылёва – заведующая пошивочным цехом Независимого Театра.
10. Севостьянов Андрей Пахомович – заведующий осветительными приборами Независимого Театра.
11. Плисов Ипполит Павлович – заведующий поворотным кругом Независимого Театра.
12. Аристарх Платонович – директор Независимого Театра.
13. Иван Васильевич – директор Независимого Театра.

Сотрудники Независимого Театра:

1. Ильчин Ксаверий Борисович – режиссёр Учебной сцены Независимого Театра.
2. Евлампия Петровна – режиссёр Независимого Театра.
3. Фома Стриж – режиссёр Независимого Театра.
4. Романус Оскар – дирижёр музыкального оркестра Независимого Театра.
5. Калошин Антон – бывший трубач пожарной команды, собутыльник председателя месткома.
6. Андрей Андреевич – помощник режиссёра Независимого Театра.
7. Деньжина Анна Ануфриевна - концертмейстер Независимого Театра.
8. Аврора Госье - художница из макетной Независимого Театра.
9. Строев - представитель технического персонала Независимого Театра.
10. Гнобин - рабочий, обслуживающий технические устройства сцены Независимого Театра.
11. Бобылёв – рабочий сцены в Независимом Театре.
12. Петя Дитрих – художник по костюмам в Независимом Театре.
13. Демьян Кузьмич – помощник Торопецкой с зелёными петлицами, то есть сотрудник НКВД в офицерском кителе.
14. Ермолай Иванович – буфетчик в Независимом Театре.
15. Врач в приёмной у Торопецкой.

Эпизодические персонажи романа:

1. Мисси – хорошенькая дама у Бомбардова.
2. Алёша – сын хорошенькой дамы.
3. Амалия Ивановна – гувернантка хорошенькой дамы.
4. Дарья – кухарка хорошенькой дамы.
5. Профессор Кли – швейцарский доктор из знаменитой клиники.
6. Дрыкин – персональный извозчик Ивана Васильевича.
7. Кот Пеликан – ненавистный Людмиле Сильвестровне, но доблестнейший и полезнейший человек, прямой аналог кота Бегемота из романа «Мастер и Маргарита», следовательно, ещё одно воплощение Председателя НКВД Николая Ивановича Ежова.
8. Старикашка в кочегарке перед входом к Ивану Васильевичу.
9. Мужчина в тулупе и баба в платке – часовые на внешнем входе к Ивану Васильевичу.
10. Посетители Бомбардова, старуха, крепыш, экскурсовод из Ялты, сибиряки из Иркутска, Петухов, протеже некоего авторитетного прежде Арнольда Арнольдовича.
11. Феофил Владимирович – руководитель по идеологии Торопецкой.
12. Фаддей – слуга Горностаева.
13. Ступина Анна – портниха Настасьи Ивановны.

Исторические персонажи и реальные современники М.А.Булгакова:

1. Сара Бернар – знаменитая французская актриса.
2. Мольер.
3. Император Нерон.
4. Грибоедов.
5. Шекспир.
6. Живокини.
7. Гольдони.
8. Бомарше.
9. Стасов.
10. Щепкин.
11. Клавдий Александрович Комаровский-Эшаппар де Бионкур – командир лейб-гвардии уланского его величества полка, прототипом ему послужил Алексей Александрович Стахович.
12. Тестов, друг Бионкура, и капельдинер Аристарха Платоновича.
13. Александр Третий.
14. Каратыгин.
15. Тальони.
16. Екатерина Вторая.
17. Карузо.
18. Феофан Прокопович.
19. Игорь Северянин.
20. Баттистини.
21. Эврипид.
22. Шиллер.
23. Эсхил, Софокл, Лопе де Вега.
24. Прасковья Фёдоровна (российская царица (1664-1723), супруга царя Иоанна Алексеевича) – попутчица Аристарха Платоновича в Индии.
25. Тургенев, Островский, Лев Толстой, Гоголь – соседи Аристарха Платоновича на фотоснимках.
26. Бехтеев Сергей Сергеевич – известный российский поэт-эмигрант.
27. Владимир Карлович фон Шлиппе – губернатор в Тульской губернии, меценат театрального искусства.
28. Чириков Евгений Николаевич – драматург, автор пьесы «На дворе во флигеле».

Друзья и соседи Максудова:

1. Аннушка – сварливая соседка.
2. Дуся – добрая подруга и соседка.
3. Ликоспастов – писатель, лучший друг.
4. Парфён Иванович – друг из числа сотрудников НКВД.
5. Два журналиста из редакции «Вестника пароходства», их жёны, молодой литератор – первые слушатели романа «Чёрный снег».
6. 20 человек литераторов, бабушка молодого литератора, его нянька.
7. Рудольфи Илья Иванович – редактор-издатель частного журнала «Родина».
8. Рвацкий Макар Борисович – издатель Рудольфи.
9. Рвацкий Алоизий Борисович – брат Макара с противоположной ему внешностью.
10. Мастер и его жена – близкие друзья и соседи.

Персонажи романа и пьесы С.Л.Максудова «Чёрный снег»:

1. Анна.
2. Петя Бахтин, которого Иван Васильевич предлагает сменить на Иванова, постоянно и прочно путая его фамилию на Бехтеева.
3. Ермаков.
4. Петров.
5. Васенька.
6. Архангелы.
7. Дьявол.
8. Сестра.
9. Жених сестры.
10. Мать Антонина, в которую Иван Васильевич предлагает превратить сестру.
11. Рояль и гармоника.

Христианские святые, использованные в романе «Записки покойника» в качестве комментария и шифрования содержания книги:

1. Ильчин Ксаверий Борисович – Святой Франциск Ксаверий. По преданиям Франциск Ксаверий (1508-1552) известен, по мнению католической церкви, как самый лучший миссионер, исключая разве что Апостола Павла, обративший в Христианство множество людей.
Тем же самым, но только от имени советской власти занимается герой М.А.Булгакова, обращая Максудова в коммунистическую идею!
После такого открытия, я срочно стал анализировать все имена героев романа «Записки покойника» и у меня вырисовалась совершенно удивительная картина. Конечно, я и до этого уже имел некоторое представление о каждом из представленных христианскими именами персонажах, но тут у меня была такая подсказка из первых рук!
Итак.

2. Рудольфи Илья Иванович – под прикрытием почти рекламного трюка явления персонажа в гости к Максудову в образе Мефистофеля и злого духа автор прячет лик Пророка Ильи, непримиримого твёрдого борца с идолопоклонством и язычеством.

3. Макарий Борисович Рвацкий – это воплощение в романе Митрополита Московс кого и всея Руси Святого Макария, основавшего первую в Москве типографию.

4. Алоизий Борисович Рвацкий – образ юного монаха, который принял смерть вместе с жертвами эпидемии чумы в Риме Святого Алоизия Гонзага.

5. Поликсена Васильевна Торопецкая, секретарь Аристарха Платоновича - Преподобная Поликсения (умерла девственницей в 109-ом году) известна прежде всего тоже тем, что успешно обращала людей в Христианство.

В моей версии эта героиня имеет своим прототипом Надежду
Константиновну Крупскую.

6. Августа Авдеевна Менажраки, секретарь Ивана Васильевича - Святая Августа (казнена в 307-ом году) – царица, уверовавшая во Христа при виде пыток и казни св. великомученицы Екатерины. Как гласит предание, она была женой царя–деспота, который не пощадил и свою супругу.. Августа приняла мученическую смерть вместе с другими приверженцами христианской веры.

Естественно, что я ещё раньше подозревал в её образе черты Надежды
Сергеевны Аллилуевой.

7. Михаил Панин – это видимо некоторый вариант Архангела Михаила, который обязан очистить душу раба божьего перед его входом в божий дом. Таким образом, вероятно, иронизировал М.А.Булгаков над Кремлём, где заседало советское правительство.

8. Евлампия Петровна – по роману режиссёр Независимого театра, чьими интересами легко пренебрегают руководители, отдавая постановку пьесы в руки Фомы Стрижа. Святая Евлампия (начало 4-го века) вошла в историю Христианства собственной жертвенностью, когда добровольно приняла муки вслед за своим братом.

9. Антон Антонович Княжевич – Святой Антоний (около 251-356) с ранней юности чрезвычайно благочестивый человек из знатной и богатой семьи, который в молодости отказался от родительского наследства и раздал его бедным.
Позже, будучи глубоким старцем, он не только опроверг наветы на себя, но и выступил с осуждением ложного вероисповедании ариан, провозгласивших его апологетом их собственного учения.

10. Гавриил Степанович – это образ Архангела Гавриила.
Несомненно, что автор хочет этим указать роль своего персонажа во всей этой истории. Гавриил Степанович является благим вестником, глашатаем явления миру нового мессии с великой проповедью о жизни – романом С.Л.Максудова «Чёрный снег». Естественно, что речь идёт о «закатном» романе писателя.
В такой ранг его возводит должность, вменяющая ему в обязанность доложить о нём самому Ивану Васильевичу.

11. Пётр Бомбардов, конечно изображён самым главным знатоком всех правил и устоев нового учения и новой власти. Конечно, его не могли звать иначе, чем Апостол Пётр – самый продвинутый из всех близких Иисусу ангелов.

12. Демьян Кузьмич – это некоторая игра именами известных святых братьев-бессребреников врачевателей и чудотворцев Кузьмы и Демьяна.

13. Филипп Филиппович Тулумбасов – это, естественно один из 12 Апостолов, сопровождавших Иисуса в Иудее. Предания гласят, что святитель Филипп, неоднократно подвергаясь риску быть объявленным мошенником и преступником, проповедовал в народе Библию в непосредственном контакте с ними.

14. Феофил Владимирович, непосредственный руководитель Поликсены Васильевны Торопецкой, является аналогом Святого Феофила, известного по преданиям борца с лжеучениями и еретиками.

15. Сергей Леонтьевич Максудов – это аллегорическое воплощение Сергия Радонежского, миротворца и философа. Бесконечные обращения к нему, как Леонтию с различными отчествами Ивана Васильевича, - это как бы образ, в который хочет обратить Максудова директор Независимого Театра.

16. Святой Леонтий – это первый по национальности русский святитель, который вышел из монастыря в Киевских пещерах.

То есть М.А.Булгаков утверждает, что И.В.Сталин, которого изображает
в романе Иван Васильевич, мечтал повернуть время вспять, так как
Святой Сергий жил на 300 лет позже Святого Леонтия, и миротворца и
философа Сергия превратить в святителя новой веры Леонтия.

17. Настасья Ивановна, тетушка Ивана Васильевича, - Святая Анастасия (казнена в 305-ом году) Узорешительница – вошла в историю Христианства, как милосердная знатная римлянка, которая облегчала (разрешала) страдания узников-христиан. Она была сожжена на костре в Сербии в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица).

18. Героиня пьесы С.Л.Максудова, наречённая Иваном Васильевичем Антониной – Святая Антонина, брошенная в непотребный дом за то, что не захотела отказаться от Иисуса, и сохранившая свою чистоту, благодаря Святому Александру, несмотря на мученическую смерть, которую они приняли от жестокого правителя Фикса в 303-ем году.

19. Ипполит Павлович Плисов, заведующий поворотным кругом в Независимом Театре, посланный на поиски Горностаева в Европу - Святой Ипполит Римский (около 170-около 235) известен, как ревностный поборник католической церкви, который словом и делом боролся с ересью и еретиками.

20. Герасим Николаевич Горностаев, самый молодой основоположник Независимого Театра, артист, у которого ежегодно случался приступ саркомы различных органов - Святой Герасим Иорданский (умер в 475 году), известен в истории Христианства, как монах, впавший в ересь, а потом раскаявшийся в своих заблуждениях. Славу ему принесло исцеление от ран и приручение дикого льва.

21. Фома Стриж, режиссёр Независимого Театра - апостол Фома, тот самый Фома Неверующий, именем которого обозначил народ всех недоверчивых людей. В евангельской истории Фома не верил в воскресение Иисуса до тех пор
пока сам не увидел и не прикоснулся к его ранам.

22. Андрей Андреевич, помощник режиссёра Независимого Театра – Апостол Андрей Первозванный, по преданиям посетивший Киев и Новгород и проповедовавший в Древней Руси христианство первым.

23. Адальберт, актёр Независимого Театра, исполняющий в пьесе роль командира бандитской шайки – Святой Адальберт Пражский, известный католический проповедник родом из чешских князей, проповедовавший Христианство в Чехии, Польше, Венгрии, Пруссии, где принял мученическую смерть в 997-ом году.

24. Ольга Сергеевна, актриса, назначенная в Независимом Театре на роль героини пьесы Максудова – Святая Ольга, княгиня, жена и вдова Киевского князя Игоря Рюриковича, правившая в Киевской Руси, приняв христианство ещё до Крещения Руси.