КОНСУЛЬТАНТ С КОПЫТОМ


На закате двое вышли на Патриаршие Пруды. Первый был лет тридцати, второй - двадцати четырех

(позже возраст у обоих персонажей изменится, первому будет 40 лет, второму 23 года).

Первый был в пенсне, лысоватый, гладко выбритый, глаза живые, одет в гимнастерку, защитные штаны и сапоги. Ножки тоненькие, но с брюшком.
Второй в кепке, блузе, носящей идиотское название "толстовка"

(«толстовка» - это длинная рубашка, которую носят на выпуск, благодаря тому, что её любил носить Л.Н.Толстой и подражавшие ему ученики, она получила своё современное название),

в зеленой гаврилке и дешевеньком сером костюме. Парусиновые туфли. Особая
примета: над правой бровью грандиозный прыщ

(тут поэт одет во всё, что вероятно было у него из весенней одежды, «гаврилка» – это манишка, которую служащие мужчины раньше носили ради официоза на работу, сам вид Ивана с прыщём над бровью вызывает жалость своим нищенским убожеством).

Свидетели? То-то, что свидетелей не было, за исключением одного:
домработницы Анны Семеновой

(Чума-Аннушка один из самых старых и цельных персонажей в романе, чей образ по сути мало изменяется со временем),

служащей у гражданки Клюх-Пелиенко. Впоследствии на допросе означенная Семенова Анна показала, что: а) у КлюхПелиенко она служит третий год, б) Клюх - ведьма...

(то есть её хозяйка высокопоставленная служащая из аппарата советской власти)

Семенова собиралась подавать в народный суд за то, что та (Клюх) ее (Семенову) обозвала "экспортной дурой", желая этим сказать, что она (Семенова) не простая дура, а исключительная

(здесь «дура», скорее всего, означает представителя российского народа).

Что в профсоюз она платит аккуратно, что на Патриарших Прудах она оказалась по приказанию Клюх, чтобы прогулять сына Клюх Вову. Что Вова золотушен, что Вова идиот (экспортный). Ведено водить Вову на Патриаршие Пруды.
Товарищ Курочкин, на что был опытный человек, но еле избавился от всего этого потока чепухи и поставил вопрос в упор: о чем они говорили и откуда
вышел профессор на Патриаршие? По первому вопросу отвечено было товарищем
Семеновой, что лысенький в пенсне ругал господа бога, а молодой слушал, а к
тому времени, как человека зарезало, они с Вовой уже были дома. По второму -
ничего не знает. И ведать не ведает

(эта фраза позже будет использована автором в романе).

И если бы она знала такое дело, то она бы и не пошла на Патриаршие. Словом, товарищ Курочкин добился только того, что товарищ Семенова действительно дура, так что и в суд, собственно, у нее никаких оснований подавать на гражданку Клюх нету Поэтому отпустил ее с миром. А более действительно в аллее у Пруда, как на грех, никого не было

(пока Аннушка ещё не исполняет той роли, которую в романе вменит ей М.А.Булгаков, через весь роман, проведя тенью её присутствие во множестве сцен).

Так что уж позвольте мне рассказывать, не беспокоя домработницу.
Что ругал он господа бога - это, само собой, глупости. Антон Миронович
Берлиоз (потому что это именно был он) вел серьезнейшую беседу с Иваном
Петровичем Тешкиным, заслужившим громадную славу под псевдонимом
Беспризорный. Антону Миронычу нужно было большое антирелигиозное
стихотворение в очередную книжку журнала. Вот он и предлагал кой-какие
установки Ване Беспризорному.
Солнце в громе, удушье, в пыли падало за Садовое Кольцо, Антон Миронович, сняв кепочку и вытирая платком лысину, говорил, и в речи его слышались имена
................................................................................
.......................................::..
Иванушка рассмеялся и сказал:
- В самом деле, если бог вездесущ, то, спрашивается, зачем Моисею понадобилось на гору лезть, чтобы с ним беседовать? Превосходнейшим образом
он мог с ним и внизу поговорить.
В это время и показался в аллее гражданин. Откуда он вышел? В этом-то весь и вопрос. Но и я на него ответить не могу. Товарищу Курочкину удалось установить
.......................................................................

(здесь набор пока ещё не обработанных мыслей, вносящих лишь путаницу в головы читателей и цензоров, пытающихся разыскать дополнительную подсказку, именно с этой целью наброски сознательно сохранены автором в черновиках)


СЕАНС ОКОНЧЕН


Заведующий акустикой московских государственных театров Пафнутий Аркадьевич Семплеяров

(«акустикой» значит системой прослушивания, комиссией по контролю за идеологией, то есть руководитель аппарата цензуры в Москве).

Водолазов. Актриса Варя Чембунчи

(есть нечто пока неясное и неуловимое в игре звуков и символов, которыми пользовался М.А.Булгаков при выборе фамилий для своих второстепенных персонажей, но может быть он подразумевал Чемберджи Николая Карповича (1903-1948)?).

Маргарита заговорила страстно: -

(определяющая характеристика для Маргариты!)
.......................................................................
.......................................................................
.......................................................................