Не может человек без заморочки: скажи ему, что окрашено - он пальцем проведёт , чтобы проверить, так ли это; поставь ведро с краской и скажи ему проведи, мол, кистью один только раз - скажет, что дурака нашёл... По затратам энергии, труда и внимания операции идентичны, однако, в обоих случаях человек сделает противоположное, что ни грмма не приблизит к позитиву. В одном случае, он не поверит умному предложению и совершит глупость. Во втором - он поставит себ выше. Но чего? Наивного, скажем откровенно, глупого предложения за просто так, кому-то покрасить вещь. Т.е., получается, что в обоих случаях мы имеем дело с глупостями, и, что эти глупости сиюминутные - по-другому - следствие необдуманных действий, вроде, под контролем только подсознания. Согласен. что не все так поступают. Но не я придумал эту ситуацию. И не я написал, что это "имеющему ум..." Тех у кого был ум крутились возле бога, и писали умные, назидательные книги для тех у кого ума не было. Главным в тех книгах (проповедях) бли инструкции как противостоять проискам сатаны (дьявола, демона, и пр. его разновидностям). С другой стороны, с этим злом человек начал борьбу с момента ощущения себя человеком - и посей день никого не победил. Не станем уточнять, сегдняшний уровень жизни достигнут за счёт побед над силами зла, или благодаря, именно, той борьбе без победителей, однако отметимм, что бог не растоптал, тогда, змея. Гоголь хотел его стыдом спалить, выставив на публико голым (натуральным). Но, видя своё поражение, стал жечь рукописи и живьем лёг умирать. Булгаков, в человеческой глупости уже не видел недостаток - это было свойством, которое надлежало учитывать. И он не стал поравлять ни бога, ни Гоголя - ни один порок человеческий, ни одного из многочисленных своих демонов он не уничтожил, ибо носителями этих безобразий были люди. также поступил и Иисус, защитив заблудшую женщину. Но, тогда, где же демоны у Булгакова, если Воланд с компанией, всего-навсего, спровоцировали массовый выход наружу, того что каждый тщательно прячет?...
Единственным сверхъестественным событием во всём творчестве Булгакова, является встреча Мастера с Маргаритой. Мастер - зачуханный музейный работник, волею случая, впервые в жизни написавший книгу о реалиях жизни. Во все времена, в т.ч. и сегодня, таких авторов принято называть начинающими. Главная проблема начинающего автора, не сама книга, или её содержание, а возможность её издания. Содержание можно поправить; можно покраснеть, сделать вывод, и следующая будет лучше; можно, как Гоголь, скупить тираж и уничтожить. Но не издав, не узнав мнение критики и читателей - нечего править, нечего улучшать, не от чего краснеть - нет и писателя.
Так может ли кто из начинающих авторов, похвалиться, что он ещё дописывал последние страницы, а у него дома, уже сидел издатель, подносил чай с бутербродами, и вдохновлял на творчество?.. А потом, как только рукопись была готова, выхватил и помчался утрясать, увязывать, пороги обивать? Более того, потащить "новое дарование" на шабаш и гулянки по злачным местам, с последующим шефством во веки вечные?..
Или я что-то недосмотрел?