ержан урманбаев
14.11.2009, 18:06
Ксаверий Борисович Ильчин – режиссёр Учебной сцены Независимого Театра, в реальности офицер НКВД, вербующий и совращающий С.Л.Максудова на службу советской власти, прообразом которому послужил святой Франциск Ксаверий (1508-1552), самый успешный по мнению католической церкви миссионер, обративший в христианство большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением, быть может, апостола Павла.
ержан урманбаев
15.11.2009, 8:07
В дополнение своей сенсационной находке образа Святого Франциска Ксаверия из истории Христианства обнажились следом новые образы.
Святая Поликсена, Преподобная Поликсения (умерла девственницей в 109 году), известна тем, что она тоже, как и Святой Франциск Ксаверий, обратила в христианство много народу.
Святая Августа (казнена в 305 году своим мужем царём Максимианом) – царица, уверовавшая во Христа при виде пыток и казни св. великомученицы Екатерины. Как гласит предание, она была женой царя–мучителя, но он и ее не пощадил. Августа приняла мученическую смерть вместе с другими приверженцами христианской веры.
Раньше я предполагал, что в образах Поликсены Васильевны Торопецкой и Августы Авдеевны Менажраки М.А.Булгаков зашифровал Надежду Константиновну Крупскую и Надежду Сергеевну Аллилуеву.
В свете последних моих находок эта версия выглядит абсолютно верной.
ержан урманбаев
20.11.2009, 6:09
Сегодня я обнаружил ещё одну коллизию в романе "Записки покойника".
Многократно повторённая оговорка писателя в отношении Максудова от имени Ивана Васильевича не может быть случайной, мне представляется, что автор метафорично тут противопоставляет двух Святых из истории России.
Это Святой Леонтий (род. не позже 1051-го года – умер не позже 1077-го года), по происхождению русский, родившийся в Константинополе, ставший первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего множество святителей Земли Русской. Фактически он был первым истинно русским борцом за христианскую веру в одиночку противостоящим своим словом язычеству.
И это Святой Сергий Радонежский (1314-1392), известный русский подвижник и миротворец, который по преданиям творил чудеса, воскрешал мёртвых.
То есть, М.А.Булгаков устами Ивана Васильевича утверждает, что советская власть своей цензурой и насилием над искусством хотела повернуть время вспять и из миротворца Сергия насильственно создать святителя Леонтия.
Я забыл ещё добавить своё предыдущее наблюдение:
Поликсена Васильевна упоминает имя ещё одного руководителя из числа властьпредержащих.
В очередной раз, эксплуатируя имя святого человека писателя и епископа Феофила Антиохийского (умер не ранее 181-го года), М.А.Булгаков находит необходимую ему аллегорию.
Из жития святых известно, что Святой Феофил родился в Сирии. После чтения пророческих книг он принял христианство и в 169-ом году вступил в Антиохи на епископскую кафедру. Самым важным его деянием в истории христианства считается борьба с различными лжеучениями.
Автор специально выделяет главную профессиональную обязанность Н.К.Крупской во время правления И.В.Сталина, как борьбу с инакомыслием, то есть политическую цензуру, используя образ Святого Феофила.
Занимая должность заместителя наркома просвещения, Н.К.Крупская была инициатором запрещения Платона, Канта, Ницше, Шопенгауэра, Вл. Соловьёва, Л.Толстого, Лескова, а также добровольно участвовала в репрессиях на членов правительства, выступала лично с обвинениями на К.И.Чуковского.