Цитата(Brunhild @ 27.2.2009, 21:17)
В разговоре с Иваном Бездомным Мастер упоминает о женщине, с которой он вроде бы жил до знакомства с Маргаритой и имени которой даже вспомнить не может - "то ли Манечка, то ли Варенька". Значит, Мастер бросил эту женщину, когда встретил Маргариту? Или эта фраза вкралась в роман из черновиков? Честно говоря, я бы предпочла второй вариант. А то что такое: Маргарита встречает Мастера - начинает изменять мужу, Мастер встречает Маргариту - бросает Манечку/Вареньку. Пусть уж хоть кто-то из них не будет неверным
Давайте уважаемая Брунхильда заглянем в роман. Поверьте в нем даны ответы на самые смелые вопросы.
Мастер
"два года тому назад работал в одном из московских музеев". При этом автор подчеркивает, что
"жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве". С Маргаритой Мастер встретился год назад, следовательно, по крайней мере год до встречи с ней Мастер был одинок. Таким образом, он никого не бросал, встретив Маргариту.
Судя по тексту –
" Ну да, вот же я и щелкаю… на этой… Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню", Мастер был женат во время работы в музее. Однако было это пять или десять лет назад из текста романа понять невозможно, да это и не важно. Важно то, что в этих строках отразилось отношение Булгакова ко второй из трех (
«О трижды романтичный мастер…»[1]) его жен:
«Семейная жизнь расползалась. Любовь Евгеньевна была увлечена верховой ездой, потом автомобилями, в доме толклись ненужные люди. Телефон висел над его письменным столом, и жена все время весело болтала с подругами. Елена Сергеевна передавала нам в 1969 г. со слов Булгакова следующий эпизод, звучащий правдоподобно: «Однажды он сказал ей: – Люба, так невозможно, ведь я работаю! – И она ответила беспечно: – Ничего, ты не Достоевский! – Он побледнел, – говорила Елена Сергеевна, – рассказывая мне это. Он никогда не мог простить этого Любе»[2].
Эти слова потрясли Булгакова до глубины души и были для него страшным ударом, но не из-за его уязвленного самолюбия, а из-за осознания им ее неуважительного отношения к нему, как к писателю. Как свидетельствует И. В. Белозерский, племянник Белозерской-Булгаковой:
«Расстались они плохо, что подтверждает тот факт, что она сожгла письма Булгакова к ней»[3]. Как разительно это отличается от отношения к его творчеству Елены Сергеевны. Как отмечает Л. Яновская
[4], вскоре после переезда с Еленой Сергеевной на новую квартиру (18.02.1934) Булгаков написал П. С. Попову:
«Пироговскую я уже забыл. Верный знак, что жилось там неладно»[5]. Напомню, что даже перед смертью Булгаков не выразил желания попрощаться с Л. Е. Белозерской, хотя в отношении своей первой жены, – Т. Н. Лаппа, такое желание он высказал
[6]. Давнишняя обида и отразилась в романе сценой забвения Мастером второй жены. Замечу, что независимо от упомянутых выше обстоятельств жизни Булгакова, слова Мастера выглядят вполне естественно, поскольку в указанный момент он являлся душевнобольным.
______________________________________________________
[1] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 709.
[2] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988, с. 359.
[3] Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания. – М.: Худож. лит., 1990, с. 215.
[4] Яновская Л. Елена Булгакова, ее дневники, ее воспоминания // Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М.: Кн. палата, 1990, с. 27.
[5] Письмо к П. С. Попову от 14.03.1934 //
Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 323.
[6] Ермолинский С. А. О времени, о Булгакове и о себе. – М.: Аграф, 2002, с. 180.