Читальнай зал на Булгаков.ру

Старый форум

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 



Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я

~ Старый форум ~


Тема: RE: Протитип образов M&M
Автор: Андрей, дата публикации: 14:48:27, 08-02-06

Сообщение:

Михаил Афанасьевич Булгаков был атеистом.
Отрицание христианства просматриваются уже в «Собачьем сердце». В квартире сына кафедрального протоиерея профессора Ф. Ф. Преображенского на видном месте висит портрет Мечникова, но нет икон. За обедом мудрый профессор рассуждает об еде: «Нужно не только знать что съесть, но и когда и как.» И при этом вкушает в период рождественского поста горячую мясную закуску под водочку. А потом высказывается по поводу того, как нам обустроить Россию: «- Городовой! … Городовой! ... Городовой! Это и только это. И совершенно неважно - будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан. … Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему.» Городовой в этой речи уподобляется Богу. Но антихристианский мотив здесь еще звучит слабо.
А «Мастер и Маргарита» - единственный талантливый атеистический роман в русской литературе. Булгаков не первый и не последний атеист среди больших писателей. Атеистами были И. А. Тургенев и А. П. Чехов, М. А. Шолохов и И. А. Ефремов. Но в их творчестве атеизм существенной роли не играл. А Булгаков, сын профессора духовной академии и внук православных священников, свой атеизм выстрадал и сохранил вопреки государственному атеизму.
Государственный атеизм того времени видел в христианстве только обман и предрассудки «темных» людей, при этом борьба с религией велась на очень примитивном уровне. Именно примитивность агитаторов безбожия и возмущала Булгакова. Атеизм Булгакова спорит с христианством Евангелий, христианством Федора Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.
Полемизируя с толстовцами В. С. Соловьев в «Трех разговорах» утверждал: «Каковы бы ни были наши четыре Евангелия, когда бы и кем они ни были составлены, другого-то Евангелия, более, по-вашему, достоверного и согласованного с вашим учением ведь не существует.» А Воланд, повторяет за Берлиозом: «Ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда» и рассказывает о древнем толстовце Иешуа Га-Ноцри, к которому Евангелия имеют отдаленное отношение.
Из четырех евангелистов почему-то остается только один Левий Матфей, жесткий и аскетичный, претендующий на то, что только ему одному известно правильное учение. Иешуа говорит о нем: «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил.»
Характер Левия Матфея взят Булгаковым из рассказов о духовнике Н. В. Гоголя протоиерее Матвее, человеке крайне ортодоксальных взглядов. (Считается, что Гоголь сжег второй том «Мертвых душ» и заболел нервной болезнью после бесед с отцом Матвеем.) Настоящее Евангелие от Матфея Нового завета булгаковский персонаж написать, конечно, не мог. Поэтому читать Евангелие от Матфея нужно, не заглядывая в козлиный пергамент…
Иисус Христос в гневе говорит фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» И учит людей молитве «Отче наш» с которой христиане обращаются к Богу: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе.»
Иешуа говорит, что «все люди добрые, злых людей на свете не бывает» и делает вывод, что «всякая власть есть насилие над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»
Учение Иешуа противоречит не только христианству, но и другим религиям: если Иешуа прав и все люди добрые, то и никакой власти Бога над людьми не нужно.
Убеждать поклонников романа «Мастер и Маргарита» в том, что далеко не все люди добрые, нет необходимости. Это и так понятно. Но почему-то многие не понимают другой очевидной вещи: не следует верить тому, что говорит Воланд. Ведь в театре «Варьете» он не только на других посмотрел, но и себя показал. И поверившие ему наивные зрители потом очень об этом пожалели. А наивные читатели поверили Воланду, что он честно делится своими воспоминаниями, и Иисус Христос, это искаженный образ Иешуа Га-Ноцри. Наивности читателей можно только удивляться: Ведь в булгаковском романе эту точку зрения кроме Воланда поддерживает только свора литераторов, травящих Мастера. Сам Мастер написал «Роман о Понтии Пилате» а «апологию Иисуса Христа» ему приписали критики. А вот Иванушка Бездомный, будущий ученик Мастера, выслушав Воланда, думает не об Иисусе Христе и не об Иешуа, а о Понтии Пилате. Потому, что он почувствовал замысел Мастера, а не вариации Воланда.
Мастер далек и от христианства и от современного мира. Смысл его жизни – Творчество. Он пишет книгу о Понтии Пилате, которую лучше его никто не напишет, а не книгу об Иисусе Христе. Мастер талантлив, но плохо приспособлен к повседневной жизни, а его противники – посредственности, умеющие утвердиться за счет пожирания других. Понять Мастера они не могут и не хотят. И больной Мастер, не верящий в Бога, для своего утешения выдумывает дьявола Воланда. Также как, по мнению Булгакова и многих других атеистов, люди для своего утешения выдумали Бога. Но Булгаков знал, что между фантазией и реальностью нет ни абсолютного различия, ни тождества.
Понять, кто такой Воланд, лучше всего на «великом балу у сатаны». Этот бал – спор с Достоевским. Герои Достоевского совершают преступления и испытывают раскаяние, мечутся между сатаной и Богом. Среди легиона преступников на балу раскаивается только одна Фрида. «Скучная женщина, обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок, дура». Но ни Фрида, ни, тем более, другие участники бала в Боге не нуждаются. Настоящий сатанинский шабаш.
Но почему-то оркестром дирижирует Иоганн Штраус. А висельник из преисподней господин Жак прибывает на бал с супругой, но на балу делает вдруг Наташе предложение и Маргарита после бала относится к этому благосклонно…
Осмелюсь предположить, что Воланд, его свита и участники бала – странствующие актеры из потустороннего мира. (Булгаков любил Театр, и гаденькому театру «Варьете» должен был противопоставить что-то грандиозное.) Воланд играет роль Сатаны. Годы берут свое, мучает ревматизм в колене, но он играет так, что зрители верят: перед ними сатана. И речи говорит соответствующие: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут.» Это не мудрость и не истина, а демоническая импровизация на слова молитвы «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь от лукавого.» До этого была импровизация на тему рукописи Мастера. Большие актеры всегда ценили способность к импровизации в соответствии с характером персонажа. И Воланд этой способностью наделен в высшей степени. Еще Воланд и его свита умеют предсказывать судьбу и предсказывают её Берлиозу и буфетчику Сокову.
Свихнувшийся материалист Иванушка Бездомный на основании этого даже делает ошибочный вывод, что Берлиоза погубили Воланд и Коровьев. Но это ерунда: еще в древности люди понимали, что настоящие предсказатели не являются виновниками сбывшихся предсказаний. И любая приличная современная гадалка это подтвердит.
А вот изменить своевольно чужую судьбу Воланд и его свита, похоже, не могут. Свидетельство этому - убийство наушника барона Майгеля. Смерть за наушничество была уготована Майгелю «не далее, чем через месяц». Явившись на бал, Майгель всего лишь сам немного ускорил свою судьбу.
Воланд и компания не стараются карать зло или делать мир добрее. Но и силами, целенаправленно творящими зло, потусторонние пришельцы не являются. Они из Театра. Между Христианством и Театром всегда существовало отчуждение, что наложило свой отпечаток на Воланда и его свиту. Они отдыхают, веселятся, куражатся. Иногда их шутки восхитительны, а иногда и жестоки, как с Бенгальским или Римским. И они знают важное правило игры, известное всем настоящим артистам: «Короля делает свита». Это сразу почувствовала женским чутьем Маргарита и включилась в общую игру.
Каковы на самом деле Воланд и его свита, что будет с Мастером и Маргаритой – этого нам знать не дано. Темная ночь опустилась театральным занавесом.
Большинство читателей даже не могут понять, что они прочитали очень печальную книгу. А ведь источник печали объяснил еще отец Варсонофий из «Трех разговоров»: «Очень приятно умному человеку с Богом жить, а без Бога-то довольно пакостно.»
И в тех же «Трех разговорах» сказано, как должен относится к атеисту Булгакову каждый христианин: «Заблуждение или ошибка в фальшь не ставится, и враждовать с людьми из-за их теоретических заблуждений – значит давать себе аттестат слишком малого ума, слишком слабой веры и слишком дрянного сердца. А всякий действительно верующий и тем самым свободный от этих излишеств тупоумия, малодушия и бессердечности должен с искренним расположением смотреть на прямого, откровенного, словом – честного, противника и отрицателя религиозных истин. Ведь это по нынешним временам такая редкость, и мне трудно вам передать, с каким особым удовольствием я гляжу на явного врага христианства.»
Но в конечном итоге не так уж важно, что думают о Булгакове, Мастере и Маргарите читатели. Важно, что думает Бог. А Бог милостив и милосерден.

« Предыдущая тема:  Какие мысли о сериале? Хорошо-Плохо - Румата, 00:56 25-01-06
» Следующая тема:  Квартира Булгакова на Большой Садовой открылась! - Нэнси, 14:52 18-05-05

 

Домен и сайт продаются
info@bulgakov.ru


Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2024 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru