Все мы помним времена былые бытия нехорошей квартиры. У каждого из нас эти
воспоминания окружены дымкой ностальгии и поросли гроздьями легенд и историй. И
не потому, что были они такими замечательными, но потому, что ушли безвозвратно.
Я провела у дверей нехорошей квартиры и на ступенях подъезда немало
замечательных дней. И теперь меня потянуло в эти места, как только я оказалась в
Москве. Но времена изменились.
От метро я летела как на крыльях. Заходя в арку любимого дома, я чуть сбавила
шаг. Двор был заполнен машинами. На нескольких машинах я заметила листовки
странного содержания на них некий человек обвинялся в прокалывании шин. Зато
другие были интереснее. Некий культурный центр Булгаковский дом обвинялся в
сатанизме и экстремизме. Тут и я заметила этот культурный центр на первом
этаже была открыта дверь с вывеской и расписанием работы. Уже медленнее я
направилась к любимому подъезду. На подъезде стоял кодовый замок. Впрочем, код
подобрать не составило труда. И вот тут меня ждало поистине печальное зрелище.
Стены подъезда были частично замазаны квадратами черной краски, весь подъезд
стал темным и мрачным. Немногие оставшиеся надписи и еще менее многочисленные
рисунки были небрежными и не всегда по теме. На нехорошей квартире висел
огромный замок. Оставаться в подъезде было невозможно.
Выйдя во двор, я прочитала листовки на машинах более внимательно. Речь шла о
каком-то разграблении этого культурного центра, затем про какие-то избиения и
братву. Было и про подъезд: все стены размалеваны нацистской и сатанинской
символикой, призывами к наркомании, разврату и пороку Ага, а в порезке шин
обвинялся некий культурный деятель культурного центра . В общем, выглядело это
устрашающе: сатанизм, экстремизм, порок и разврат. Я набралась мужества, и
направилась в культурный центр.
От входа начиналась лестница, стены с двух сторон были расписаны сценами из
Мастера и Маргариты , видимо, профессиональными художниками. В нише были явно
любительские рисунки и надписи вроде тех, что были когда-то в подъезде.
Встретила меня совсем юная девушка: Проходите, смотрите выставки .
В первой комнате была выставка фотографии Мистическая реальность . Работы были
странные: немного мрачные, в темных тонах, но явно профессиональные. На одной
фотографии был явно изображен Азазелло, на другой Маргарита во дворе этого
дома. Некоторые были непонятны по теме, но тоже с некоторой мистической
атмосферой.
Во второй комнате было нечто необычное мониторы в рамках, как картины. На
мониторах сменялись фотографии Булгакова, отрывки из фильма Собачье сердце -
сто лет не видела этого фильма, надо пересмотреть. На одном из мониторов я
увидела фотографии подъезда, рисунков, которые там были много лет назад. Моего
рисунка там не было, но я порадовалась. Что эти рисунки хоть как-то сохранились,
и я все-таки увидела то, зачем приехала.
В третьей комнате на листочках и досках были любительские рисунки с такой
надписью На выставке представлены рисунки поклонников творчества М.А.Булгакова,
а также эскизы для новой нехорошей лестницы Новой? Значит, лестницу будут
восстанавливать? Со всеми вопросами я подошла к той девушке, что встретила меня
у входа. Вот что она мне рассказала.
Культурный центр был открыт недавно, 15 мая этого года. И практически с первого
дня началась борьба с местным лидером гражданином Морозовым. Много лет до этого
Морозов старался закрыть нехорошую квартиру , и в данный момент он этого
добился. Теперь Морозов стал бороться с новым музеем в том числе листовками и
распусканием грязных слухов. Морозов пытался забаррикадировать вход в музей,
поливал посетителей водой из окна, и часто вызывал милицию. Обвинял сотрудников
центра в каких-то диких вещах. Сейчас культурный центр собирает подписи за то,
что музей Булгакова должен существовать.
Мне нужно было обдумать все услышанное. Я вышла во двор, и тут о мне подошла
одна из жительниц этого дома. Я решила использовать случай, представилась
журналисткой какой-то газеты, и попросила рассказать о сложившейся ситуации.
Сначала жительница отказывалась, но потом разговорилась. И вот что я услышала.
Все эти булгаковцы - просто сатанисты. Мы (жители дома) просто устали от их
наркомании, пьянок и мерзких надписей в подъезде. 50 квартира привечала их, и мы
ее закрыли. Новый этот центр мы тоже закроем, на бандитов всегда найдутся другие
бандиты. Они калечили наши машины, избивали Лену, но больше мы этого не допустим
(Лена, как мне объяснили, это жена Морозова). Затем дама остановилась, и стала
спрашивать меня, кто я и из какой газеты, так что мне пришлось быстро
ретироваться. Я прогулялась до Патриарших, посидела на любимой лавочке,
вспоминая и записывая все произошедшее. А на следующий день уехала, увозя с
собой неразрешенную загадки и набросок этого письма. Жаль, что приезжала так
ненадолго, интересно было бы разобраться.
Уважаемая Татьяна! Очень хорошо понимаю Ваши чувства. Действительно, многие годы "Нехорошая Квартира" была народным музеем, объединявшим неординарных личностей, поклонников творчества Мастера. В Квартире был свой особый дух. Однако после того, как в Квартире был произведен ремонт, многое изменилось. Разница между тем, ЧТО БЫЛО и тем, ЧТО СТАЛО, огромна. На мой взгляд. Утеряно что-то очень важное. Открывшийся в этом году Культурный центр в булгаковском доме, я считаю "спасательным кругом". И вот по какой причине. Поклонники Булгакова и просто "интересующиеся" получили замечательную возможность в новом месте встречаться и обсуждать общие темы. В Центре создана своя очень положительная атмосфера, там приятно находиться (в отличие от отремонтированной "Нехорошей Квартиры"). Сотрудники Центра прилагают максимум усилий для того, чтобы посетителям было интересно. Очень прошу не считать мое сбщ скрытой рекламой - я выразила свои ощущения. А Культурному Центру большое спасибо. Давайте объединим наши усилия, чтобы Центр процветал и привлек как можно больше поклонников Мастера. Наши общие усилия помогут, надеюсь, г-ну Морозову сотоварищи понять, что нас больше, а вместе - мы сила. С уважением.
А этот культурный центр явно не лыком шит! Был там на днях, видел огромное количество фотогк со съемок "Мастера и Маргариты". Похоже, они с Бортко на короткой ноге! Он, говорят, к ним заходил летом. Вот бы познакомиться!
Алина 10.03.05 [23:03]
Уважаемая Татьяна! Очень интересные впечатления.Знакомством с домом на Садовой 10 мне пришлось довольмтвоваться лишь по телевизору: с Киева никак не соберусь.Но мои впечатления полностью совпали с Вашими,Татьяна.И полностью разделяю миссию Культурного центра - этот яркий след в истории любви,весны и потусторонних сил и думать нельзя стереть.Господин Морозов,помните в каком доме вы живете:ведь не в пряничном,а в в штаб-квартире самого Воланда,когда-то предназначенной для временной "экскурсии" по Москве!Выливая воду на посетителей музея,в лучшем случае Вы можете обречь свою квартиру на затопление! WWWictor, а Вам желаю скорейшего знакомства!
Majja 11.03.05 [14:41]
Действительно, Москва потеряла очень важную часть своего наследия после того, как закрылась Квартира. Помню, как впервые пришла туда - жутко боялась тех самых "злачных" личностей, что, по слухам, там ошиваются. На самом же деле, стоило зайти за границу чугунных ворот в арке, как на тебя обрушивается "булгаковская гроза", слышен топот героев, волокущих за собой бездыханного Варенуху, позвякивание знаменитого аннушкиного бидона... Дальше - больше: надписи на стене "у меня была настоящая Маргарита"; толстый кот, прогуливающийся по стене одной из лестничных площадок, ступени со строками из романа... Граждане, да ведь мы ходили по страницам книги! Как же мало надо её ценить, чтобы потерять!... Теперь уж не взыщите - придется довольствоваться цивильной дверью с надписью "Булгаковский дом" и ждать, пока тебя обольют водой с верхних этажей, чтобы потом (пока не высохло) сказать: "Вот, облили в доме № 10 по Садовой. Да-да, в Том самом". В ТОМ САМОМ
Majja!Не печальтесь!Приходите в гости в "Булгаковский дом" ,и не волнуйтесь-больше вас не обольют(после того ,как поставили камеру местные Швондеры и кликуши сильно поскромнели).И знаете-можно ведь не довольствоваться цивильной дверью ! Умеете рисовать-милости просим к нам,и делайте с дверью что хотите,мы только рады Вам будем! А топот волокущих Варенуху и позвякивание аннушкиного бидона...Вы просто прислушайтесь повнимательней,без тоски в сердце...
Здравствуйте, Николай! Спасибо за теплые слова. Только, к сожалению или к счастью, облили у Вас не меня. Вот уже несколько раз я подходила к "Дому Булгакова" - я имею ввиду новый подъезд, - но так и не рашилась зайти в обновленную жилплощадь Мастера. Может быть, действительно стоит? Конечно, это все замечательно: настоящий музей и прочее... плюс немножко воображения - и можно "до желаемых пределов" раздвинуть или вообще нейтрализовать стены, разделяющие НАС и роман, ради которого всё это и затеяно... Никакой печали :) Majja
Еще чуть-чуть - и от моей Москвы ничего не останется...
Gunilla 30.01.07 [16:22]
хотя, конечно, город большой, но можно и его переломать и перестроить. ВЕСЬ. В начале 90-х можно было пойти по любой улице и спокойно зайти в любой подъезд, в том числе в знаменитый булгаковский. Мы там сидели на лестнице, и даже никакого пива было не нужно, чтобы было хорошо. Лазили на разгромленный чердак. И никто - НИКТО - не выскакивал с воплями "а вы хто такие шляются тут всякие". Никто не швырялся бутылками и не поливался водой. А через пару лет на подъезде выросла железная дверь. И я поняла, что моя Москва кончилась.
... Есть такие существа (людьми их назвать язык не поворачивается), которых ПО УМОЛЧАНИЮ бесит, когда КТО-ТО ЧТО-ТО СОЗДАЕТ. Когда кому-то хорошо. Когда интересно. Когда кому-то что-то дорого - упаси бог. Они этого пережить не могут. И будут пакостить, пакостить и пакостить. Им это наслаждение доставляет. Они этим питаются и жить без этого не могут. Эти существа разрушили мою Москву и понастроили безобразных офисных зданий. Из-за этих существ моя Москва закрылась на железные двери.
И я НЕ ЗНАЮ, как с ними бороться. Остается только обратиться за помощью к потусторонним силам. Кроме шуток. От отчаянья только это и остается.