1931 г. Январь - февраль - репетиции "Мертвых душ" во МХАТе. 25 февраля - разрыв Булгаковым отношений с Е. С. Шиловской по настоянию ее второго мужа, крупного военачальника Е. А. Шиловского. 15 марта - Булгаков увольняется из ТРАМа по собственному желанию. 18 марта - подает заявление в дирекцию МХАТа с просьбой зачислить в актерский состав театра. 17 апреля - Булгаков подписывает соглашение с Московским передвижным санитарно-просветительным театром Института санитарной культуры (Мясницкая, 42) о режиссерской работе над пьесой писательницы Натальи Алексеевны Венкстерн "Одиночка". 30 мая - Булгаков пишет письмо Сталину письмо с просьбой о заграничном отпуске и размышлениями о своей творческой судьбе. Письмо осталось без ответа. 5 июля - Булгаков подписывает договор "на пьесу о будущей войне", впоследствии названную "Адам и Ева", с ленинградским Красным театром. 8 июля - заключает договор с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о будущей войне. 10-22 июля - Булгаков вместе с Л. Е. Белозерской отдыхает на даче Н. А. Венкстерн в г. Зубцов на Волге. Работает над пьесой "Адам и Ева" и поправками к пьесе "Кабала святош". 22 августа - завершение первой рукописной редакции "Адама и Евы". Сентябрь - поездка Булгакова в Ленинград, заключение договора на инсценировку "Войны и мира" с Большим драматическим театром. Чтение пьесы "Адам и Ева" дирекции Красного театра. Пьеса не была принята.
Сентябрь - начало ноября - продолжение работы Булгакова над "Кабалой святош", "Адамом и Евой" и инсценировкой "Мертвых душ". Осень - чтение Булгаковым пьесы "Адам и Ева" в Театре им. Евг. Вахтангова. Присутствовавший на чтении глава Военно-воздушных сил Красной Армии Я. И. Алкснис заявляет, что пьесу нельзя ставить, так как по ходу действия гибнет Ленинград. 30 сентября - Булгаков направляет А. М. Горькому исправленный по замечаниям Главреперткома экземпляр пьесы " Мольер", названной так, поскольку, как сообщает он в сопроводительном письме, "предложено заменить название "Кабала святош" другим". 3 октября - разрешение Главреперткомом пьесы "Мольер". 12 октября - Булгаков заключает договор с Большим драматическим театром на постановку "Мольера". 15 октября - заключение договора с МХАТом на "Мольера". 2 ноября - Булгаков заключает договор с Бакинским Рабочим театром на постановку " Адама и Евы", которая не была осуществлена. 14 ноября - участвует в проводах Е. И. Замятина и его жены, Л. Н. Замятиной, отъезжающих за границу.
Конец ноября - отсылает в Красный театр вторую редакцию "Адама и Евы". Декабрь - репетиции "Мертвых душ" во МХАТе по тексту второй редакции инсценировки. Булгаков участвует в них в качестве режиссера-ассистента. Получает телеграмму из ленинградского Красного театра об отказе ставить "Адама и Еву", так как пьеса не прошла цензуру. 22 декабря - Булгаков начинает работу над инсценировкой "Войны и мира", отметив в рукописи, что впервые пытался инсценировать роман Л. Н. Толстого 24 сентября 1921 г.
1932 г. 15 января - звонок Булгакову администратора МХАТа Ф. Н. Михальского с сообщением, что правительство приняло решение возобновить "Дни Турбиных". Начало февраля - договор с МХАТом об инсценировке "Войны и мира". 11 февраля - первая публичная генеральная репетиция новой постановки "Дней Турбиных" во МХАТе. 18 февраля - первый спектакль возобновленных "Дней Турбиных". 25 февраля - Булгаков завершил работу над инсценировкой "Войны и мира" и 27 февраля отослал ее в Ленинград в Большой драматический театр. Постановка ни там, ни в Художественном театре не была осуществлена. 14 марта - дирекция Большого драматического театра сообщает Булгакову об отклонении пьесы "Мольер" и о расторжении договора. 31 марта - начало репетиций "Мольера" в Художественном театре. 9 мая - Булгаков заключает договор с московской киностудией "Межрабпромфильм" на переделку диалогов в звуковой картине "Восстание рыбаков" и 18 мая сдает на киностудию переписанные диалоги 1-й части сценария. 11 июля - заключает договор с издательским объединением "Жургаз" на создание биографии драматурга Жана Батиста Мольера для серии "Жизнь замечательных людей". 18 июля - заключение Булгаковым договора с Театром-студией Ю. А. Завадского на перевод пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве". В счет этого договора Булгаков написал по канве "Мещанина во дворянстве" пьесу "Полоумный Журден" - вольный перевод мольеровского произведения. Июль - август - работа над книгой о Мольере. Возобновление связи Булгакова с Е. С. Шиловской.
Сентябрь - начало работы над пьесой "Полоумный Журден". 1 октября - публикация в вечернем выпуске "Красной газеты" отрывка из пьесы "Бег" ("Сон седьмой").
3 октября - развод Булгакова с Л. Е. Белозерской. 4 октября - регистрация брака с Е. С. Шиловской, принявшей фамилию Булгакова. 15-28 октября - поездка Булгакова с женой в Ленинград для решения вопросов, связанных с постановкой там "Мертвых душ" и "Бега". Чтение "Мертвых душ" в Красном театре. Возобновление работы над будущим "Мастером и Маргаритой". Конец октября - переезд Е. С. Булгаковой с младшим сыном Сергеем в квартиру Булгакова на Большой Пироговской улице. 18 ноября - Булгаков заканчивает пьесу "Полоумный Журден". Ее постановка не была осуществлена. 25 ноября - перерыв репетиций "Мольера" во МХАТе. 28 ноября - премьера инсценировки "Мертвых душ" в Художественном театре. Зима 1932/33 г. - продолжение работы Булгакова над романом "Мастер и Маргарита".
1933 г. 5 марта - заканчивает биографию "Мольер". 8 марта - сдача биографии "Мольер" в редакцию "ЖЗЛ". 10 марта - возобновление репетиций пьесы "Бег" во МХАТе. Конец марта - Булгаков присутствует на вечере, устроенном в его честь британским подданным Сиднеем Бенабу, находящемся в Москве по делам Главконцескома. В связи с этим особый отдел ОГПУ, подозревавший Бенабу в сотрудничестве с британской разведкой, 25 мая запросил секретно-политический отдел, "имеются ли у Вас какие-либо компрометирующие сведения о БУЛГАКОВЕ, его связи и окружении, а также не является ли он Вашим секретным сотрудником". Продолжения эта история не имела. 7 апреля - отрицательный отзыв редактора "ЖЗЛ" А. Н. Тихонова (Сереброва) на биографию "Мольер". 12 апреля - Булгаков направляет ответ на отзыв А. Н. Тихонова с отказом переделывать мольеровскую биографию. 29 апреля - заключение нового договора с МХАТом на пьесу "Бег". Первая половина мая - предложение Ленинградского мюзик-холла Булгакову написать трехактную эксцентрическую комедию. 18 мая - заключение договора с Ленинградским мюзик-холлом на комедию "Блаженство". 26 мая - начало работы Булгакова над пьесой "Блаженство". Июнь - Булгакова работает над новой редакцией пьесы "Бег". 10-22 июля - поездка Булгакова с женой в Ленинград для переговоров о постановке "Бега". Встречи с А. А. Ахматовой на квартире художника Н. Э. Радлова. Лето - осень - продолжение работы над романом "Мастер и Маргарита". Переписка с братом Н. А. Булгаковым по поводу постановки пьесы "Зойкина квартира" в Париже в театре "Старая голубятня". Сентябрь - продолжение работы над пьесой "Бег". Обсуждение пьесы во
МХАТе. Чтение Булгаковым глав "Мастера и Маргариты" на квартире Н. Н. Лямина. 9 сентября - беседа Булгакова с А. М. Горьким во МХАТе. Октябрь - Булгаков пишет ответы на вопросы анкеты "Литературного наследства" о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 11 октября - участвует в обсуждении музыкально-шумового оформления спектакля "Бег" в Художественном театре. 15 октября - прекращение репетиций "Бега" во МХАТе. 9 ноября - Булгаков завершает работу над второй редакцией пьесы "Бег". 29 ноября - решение дирекции МХАТа об исключении "Бега" из планов работы театра. 8 декабря - Булгаков делает наброски к пьесе "Блаженство" с вариантами названий: "Грезы Рейна", "Рейн грезит" и "Острова блаженные". 9 декабря - Булгаков исполняет роль Судьи на просмотре во МХАТе первых шести картин инсценировки Н. А. Венкстерн "Записок Пиквикского клуба" Ч. Диккенса. В дальнейшем в 1934-1935 гг. Булгаков играл эту роль регулярно. 16 декабря - начинает диктовать жене пьесу "Блаженство". 23 декабря - читает пьесу "Мольер" во МХАТе новому составу исполнителей. 25 декабря - возобновление репетиций "Мольера" в Художественном театре.
1934 г. Январь - продолжение, после перерыва, работы над романом "Мастер и Маргарита". 18 февраля - Булгаковы переезжают в трехкомнатную квартиру в кооперативном писательском доме по адресу: Нащокинский переулок (позднее - улица Дмитрия Фурманова), 35, кв. 66. Февраль - встречи Булгакова с А. А. Ахматовой, приехавшей из Ленинграда. 23 марта - Булгаков заключает договор на постановку пьесы "Блаженство" с Московским Театром сатиры. 28 марта - заканчивает работу над первой рукописной редакцией пьесы "Блаженство". 31 марта - заключение договора с московской киностудией "Союзфильм" на создание киносценария "Мертвые души" по Гоголю. 11 апреля - Булгаков завершает вторую редакцию пьесы "Блаженство" и 12 апреля читает ее друзьям. 23 апреля - окончание работы над машинописной третьей редакцией пьесы "Блаженство". 25 апреля - Булгаков сдает "Блаженство" в Театр сатиры и читает пьесу труппе. Конец апреля - подает секретарю ЦИК СССР А. С. Енукидзе заявление с просьбой разрешить двухмесячную заграничную поездку вместе с женой. Начало мая - Булгаков пишет экспозицию сценария "Похождения Чичикова, или Мертвые души". 10 мая - обсуждает экспозицию киносценария "Похождения Чичикова" с режиссером И. А. Пырьевым и заместителем директора кинофабрики "Союзфильм" И. В. Вайсфельдом. 17 мая - Булгаков заканчивает "Дополнение" к экспозиции сценария "Похождения Чичикова". Вместе с женой заполняет анкеты для получения загранпаспортов. 29 мая - Булгаков подает заявление о приеме в Союз советских писателей. 4 июня - принят в Союз советских писателей. 7 июня - Булгаковым отказано в выдаче загранпаспортов. 10 июня - Булгаков пишет письмо Сталину с изложением истории с отказом в заграничной поездке и просьбой о помощи в этом вопросе. Письмо осталось без ответа. 13 июня - поездка в Ленинград с МХАТом на гастроли. Июнь - работа Булгакова над киносценарием "Похождения Чичикова или Мертвые души". 20 июня - 500-й спектакль "Дней Турбиных" во МХАТе. Начало июля - Булгаков читает пьесу "Блаженство" директору Красного театра В. Е. Вольфу. 4 июля - знакомит И. А. Пырьева и И. В. Вайсфельда с первой редакцией киносценария "Похождения Чичикова". 12 июля - начинает новую редакцию романа "Мастер и Маргарита". 17 июля - возвращение Булгаковых из Ленинграда в Москву. Вторая половина июля - работа над второй редакцией киносценария "Мертвые души". Конец июля - начало августа - Булгаковы отдыхают на даче в Звенигороде под Москвой. Продолжение работы над киносценарием "Мертвые души". 12 августа - Булгаков завершает и сдает на кинофабрику третью редакцию киносценария "Мертвые души". 15 августа - дирекцией кинофабрики "Союзфильм" киносценарий "Мертвые души" утверждается к постановке. 16 августа - Булгаков заключает договор с киевской киностудией "Украинфильм" о создании киносценария "Ревизор" по Гоголю. 17-23 августа - поездка Булгакова с женой в Киев. Переговоры о постановке "Мольера" в Театре русской драмы и о киносценарии "Ревизор". 25 августа - публикация в многотиражке "Союзфильма" "За большевистский фильм" интервью Булгакова о работе над киносценарием "Мертвые души". Начинает работу над киносценарием "Ревизор". Зарождение замысла пьесы о Пушкине с привлечением В. В. Вересаева для разработки исторического материала. 31 августа - Булгаков знакомится с исполнителями американской постановки "Дней Турбиных" и режиссером постановки Вельсом на его квартире (улица Волхонка, 8). 8 сентября - беседа Булгакова с режиссером МХАТа И. Я. Судаковым о возможности постановки пьесы "Бег". 10 сентября - Булгаков возобновляет работу над романом "Мастер и Маргарита". 15 сентября - режиссер И. А. Пырьев посылает Булгакову экземпляр киносценария " Мертвые души" со своими поправками. Сентябрь - октябрь - Булгаков делает первые наброски к пьесе "Александр Пушкин". 9 октября - заключение договора с Театром сатиры о переработке "Блаженства" в другую пьесу, впоследствии получившую название "Иван Васильевич". 10-15 октября - работа Булгакова над первой редакцией киносценария "Ревизор". 16 октября - возобновление репетиций "Мольера" во МХАТе. 17 октября - чтение Булгаковым сценария "Ревизор" представителям киевской кинофабрики. 18 октября - на даче В. В. Вересаева Булгаков предлагает ему писать совместно пьесу о Пушкине по булгаковскому плану. Вересаев соглашается. 24 октября - Булгаков завершает работу над второй редакцией киносценария "Ревизор". Конец октября - завершение первого полного варианта романа "Мастер и Маргарита" из 37 глав. 30 октября - Булгаков начинает новую тетрадь рукописных дополнений к "Мастеру и Маргарите". 3 ноября - генеральная репетиция инсценировки "Пиквикский клуб" во МХАТе с участием Булгакова в роли Судьи. 5 и 18 ноября - Булгаков вносит поправки в киносценарий "Мертвые души". 9 ноября - Булгаков пишет варианты финальной сцены пьесы "Бег" (с самоубийством и без самоубийства Хлудова). 21 ноября - сообщение о запрещении пьесы "Бег". Конец ноября - знакомство Булгакова с режиссером "Украинфильма" М. С. Каростиным и совместная работа с ним над сценарием "Ревизор". Булгаков начинает пьесу "Иван Васильевич" - новую редакцию "Блаженства". 27 ноября - отказ Московской кинофабрики от поправок, сделанных Булгаковым к киносценарию "Мертвые души", и возвращение сценария на доработку. 1 декабря - премьера спектакля "Пиквикский клуб" в Художественном театре. Булгаков исполняет роль Судьи. 17 декабря - заключение Булгаковым договора с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о Пушкине. 27 декабря - радиопремьера мхатовского спектакля "Пиквикский клуб" с участием Булгакова.
1935 г. Январь - февраль - Булгаков продолжает работу над пьесой о Пушкине и киносценариями " Мертвые души" и "Ревизор". Середина февраля - интенсификация репетиций "Мольера" в Художественном театре с участием К. С. Станиславского. 28 февраля - Булгаков завершает работу над новой редакцией сценария "Ревизор". Март - апрель - продолжение репетиций пьесы "Мольер" во МХАТе. 26 марта - Булгаков возобновляет работу над пьесой о Пушкине. 27 марта - завершение черновой редакции пьесы "Александр Пушкин". 5 апреля - Булгаков читает две последние картины пьесы о Пушкине на квартире В. В. Вересаева. 7 и 13 апреля - встречается с приехавшей в Москву А. А. Ахматовой. 8 апреля - Булгаков знакомится с поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком во время вечера на квартире драматурга Константина Андреевича Тренёва. Пастернак предлагает тост за Булгакова как за "незаконное явление" в советской литературе. 22 апреля - Булгаков пишет письмо К. С. Станиславскому с отказом переделывать пьесу "Мольер". Булгаковские соображения принимаются во внимание. 22-23 апреля - Булгаков с женой присутствуют на большом приеме в американском посольстве.
7 мая - Булгаков читает отрывки пьесы "Иван Васильевич" актерам Театра сатиры. 10 мая - заканчивает новую редакцию пьесы "Зойкина квартира". 2 и 18 июня - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин" вахтанговцам. 15 июня - подает заявление в Иностранный отдел Мособлисполкома о заграничной поездке вместе с женой.
Середина июля - в заграничной поездке Булгаковым отказано. Лето - работа Булгакова над пьесой "Александр Пушкин". Переписка с В. В. Вересаевым в связи с разногласиями соавторов в трактовке исторического материала и образов пьесы о Пушкине. 9 сентября - Булгаков завершает работу над пьесой "Александр Пушкин". 20 сентября - разрешение Главреперткомом пьесы "Александр Пушкин". Конец сентября - Булгаков заключает договор с Харьковским театром русской драмы на постановку пьесы "Александр Пушкин". 30 сентября - Булгаков завершает работу над пьесой "Иван Васильевич". 2 октября - читает "Ивана Васильевича" труппе Театра сатиры. 3 октября - композитор С. С. Прокофьев предлагает Булгакову писать оперу на основе пьесы "Александр Пушкин". Эта идея не была реализована. 7 октября - Булгаков сдает пьесу "Иван Васильевич" в Театр сатиры. 29 октября - пьеса "Иван Васильевич" разрешена Главреперткомом к постановке. 30 октября - приход А. А. Ахматовой с известием об аресте мужа, Н. Н. Пунина, и сына, Л. Н. Гумилева. Булгаков помогает ей составить письмо И. В. Сталину. 31 октября - Булгаков вносит поправки в текст "Ивана Васильевича". Е. С. Булгакова вместе с Ахматовой отвозят письмо в секретариат Сталина. 1 ноября - читает пьесу "Иван Васильевич" артистам Театра сатиры. 4 ноября - освобождение ранее арестованных Н. Н. Пунина и Л. Н. Гумилева. 5 ноября - Булгаков начинает работу над переводом пьесы Мольера "Скупой" ("Скряга"). 10 ноября - заключает договор на перевод пьесы "Скупой" с издательством "Academia". 18 ноября - начало репетиций пьесы "Иван Васильевич" в Театре сатиры. Конец года - работа Булгакова в соавторстве с М. С. Каростиным над сценарием "Ревизор" и публикация его совместного варианта под названием "Необычайное путешествие, или Ревизор (по Гоголю)" для участников совещания кинематографистов. Продолжение репетиций "Мольера" во МХАТе.
К. С. Станиславский отказывается от работы над постановкой "Мольера", предложив выпускать спектакль режиссеру Н. М. Горчакову. Работу над "Мольером" в качестве главного режиссера завершает Владимир Иванович Немирович-Данченко. 19 декабря - В. В. Вересаев снимает свое имя с пьесы "Александр Пушкин", однако в финансовом отношении по настоянию Булгакова остается его соавтором.
1936 г. 6 января - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин" руководителям Большого театра - директору В. И. Мутных, заместителю директора Я. Л. Леонтьеву, а также дирижеру А. Ш. Мелик-Пашаеву и композитору Д. Д. Шостаковичу. Возникает мысль о создании оперы о Пушкине с булгаковским либретто и музыкой Шостаковича. 16 января - Булгаков заканчивает перевод пьесы Мольера "Скупой". 28 января - публикация в "Правде" редакционной статьи "Сумбур вместо музыки" с резкой критикой оперы Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Вопрос о написании им музыки к опере о Пушкине отпадает. 5 февраля - первая генеральная репетиция "Мольера" во МХАТе. 6 февраля - у Булгакова возникает замысел пьесы о Сталине. 9 февраля - вторая генеральная репетиция "Мольера" в Художественном театре. 11 февраля - закрытый просмотр "для пролетарского студенчества" спектакля "Мольер" во МХАТе. 15 февраля - генеральная репетиция "Мольера" с публикой. В многотиражке МХАТа "Горьковец" публикуется интервью с Булгаковым о пьесе "Мольер" под названием "Он был велик и неудачлив". 16 февраля - премьера "Мольера" в Художественном театре. 21 февраля - общественный просмотр спектакля "Мольер" во МХАТе. Конец февраля - начало марта - продолжение репетиций пьесы "Иван Васильевич" в Театре сатиры. Серия отрицательных рецензий в прессе на мхатовскую постановку "Мольера". Прекращение съемок фильма М. С. Каростина "Ревизор" по булгаковскому сценарию. 4 марта - объявление в газетах конкурса на школьный учебник по истории СССР. Булгаков решает принять в нем участие. 5 марта - начинает работу над "Курсом истории СССР", 9 марта - в "Правде" появляется статья "Внешний блеск и фальшивое содержание", направленная против мхатовской постановки "Мольера". Снятие "Мольера" с репертуара. Спектакль успел пройти семь раз. 16 марта - публикация в газете "Советское искусство" интервью друга Булгакова артиста МХАТа М. М. Яншина "Поучительная неудача" с критикой постановки "Мольера". Булгаков разрывает отношения с Яншиным. Конец марта - апрель - работа Булгакова над поправками к пьесе "Иван Васильевич". Нападки в прессе на репетирующийся в Театре им. Евг. Вахтангова спектакль "Александр Пушкин". Продолжение работы над "Курсом истории СССР", который так и не был завершен. 11 мая - Булгаков участвует в просмотре "Ивана Васильевича" в Театре сатиры. 13 мая - генеральная репетиция "Ивана Васильевича" в Театре сатиры, во время которой пьеса запрещается к представлению. 19 мая - Булгаков отвергает требования Театра им. Евг. Вахтангова внести изменения в текст пьесы "Александр Пушкин". Заключает договор с МХАТом на вольный перевод (в духе "Полоумного Журдена") пьесы Шекспира "Виндзорские проказницы" и начинает работу над переводом. 31 мая - Булгаков с женой уезжают в Киев на гастроли МХАТа. 4 июня - присутствует в Киеве на мхатовском спектакле "Дни Турбиных". 12 июня - возвращение Булгаковых в Москву. 16 июня - композитор Борис Владимирович Асафьев предлагает Булгакову написать либретто оперы "Минин и Пожарский". 7 июня - договор Булгакова с Большим театром на либретто оперы "Минин и Пожарский". Вторая половина июня - июль - Булгаков живет на даче в Загорянке под Москвой. Начинает последнюю тетрадь дополнений к рукописному тексту "Мастера и Маргариты". Пишет либретто "Минин и Пожарский" и 23 июля посылает его Б. В. Асафьеву. 27 июля - Булгаков с женой уезжает в Синоп под Сухуми в Абхазии. Август - продолжение работы над переводом "Виндзорских проказниц", в который решено включить также фрагменты другой шекспировской пьесы "Генрих IV". Конец августа - приезд в Синоп режиссера МХАТа Н. М. Горчакова, пытавшегося уговорить Булгакова дописать две-три новые картины к пьесе "Мольер". Решительный отказ Булгакова: "Запятой не переставлю". Требование Горчакова, чтобы при переводе "Виндзорских проказниц" Булгаков следовал его указаниям. Булгаков заявляет, что отказывается от работы над переводом "Виндзорских проказниц" и отвергает заверения завлита МХАТа П. А. Маркова, что театр может охранить булгаковский перевод от посягательств Горчакова. После прекращения работы над переводом Булгаковы уезжают в Тифлис, а оттуда - во Владикавказ.
1 сентября - возвращение Булгаковых в Москву. 14 сентября - предложение художественного руководителя Большого театра дирижера С. А. Самосуда Булгакову написать либретто оперы о боях на Перекопе в 1920 г. На замечание драматурга, что он думает уходить из МХАТа, Самосуд предлагает взять его на работу в Большой театр. 15 сентября - отказ Булгакова от работы во МХАТе и продолжения перевода "Виндзорских проказниц". 1 октября - Булгаков подписывает договоры о поступлении в Большой театр либреттистом-консультантом и о создании либретто оперы "Черное море" (на тему о Перекопе) для композитора С. И. Потоцкого. По договору Булгаков обязан ежегодно писать по одному либретто для Большого театра. Октябрь - ноябрь - работа над либретто оперы "Черное море". 23 ноября - Булгаков делает наброски либретто оперы "О Владимире" на сюжет из жизни киевского князя Владимира Святого. Развития эта тема в булгаковском творчестве не получила. 26 ноября - Булгаков у себя дома читает два акта либретто "Минин и Пожарский" писателям Илье Ильфу и Евгению Петрову и драматургу Сергею Ермолинскому. Начало работы над "Театральным романом (Записки покойника)". Декабрь - Е. С. Булгакова записывает устные шуточные булгаковские рассказы о Сталине и его приближенных.
1937 г. Начало февраля - Главрепертком приостанавливает работу вахтанговцев над пьесой "Александр Пушкин". Середина февраля - композитор Е. В. Петунин предлагает Булгакову написать для него либретто оперы о Петре I. 13 февраля - Булгаков сообщает Б. В. Асафьеву о предложении Е. В. Петунина и спрашивает, по-прежнему ли Асафьев рассматривает историю Петра как возможную тему для одной из своих опер (о своем желании создать оперу о Петре Великом композитор сообщил в письме Булгакову от 12 декабря 1936 г.) 16 февраля - Б. В. Асафьев пишет письмо Булгакову, где просит делать "Петра обязательно со мной". 18 марта - Булгаков завершает первую редакцию либретто "Черное море". 20 марта - либретто "Черное море" сдано в Большой театр. Булгаков пишет новый вариант "Автобиографии". Конец марта - завершение второй редакции либретто "Минин и Пожарский" и работа Булгакова над его постановкой в Большом театре. 22 марта - иск Харьковского театра русской драмы о возврате денег по заключенному в конце сентября 1935 г. договору на пьесу "Александр Пушкин" на том основании, что она не значится в списке разрешенных пьес. 2 апреля - Булгаков получает в Главреперткоме справку о том, что пьеса "Александр Пушкин" была разрешена к постановке Театру им. Евг. Вахтангова, но что "Комитет приостановил работу над ней". Булгаков выигрывает в Московском городском суде дело у Харьковского театра русской драмы. 7 апреля - вызов Булгакова в ЦК партии и его беседа с сотрудником ЦК А. И. Ангаровым о судьбах пьесы "Александр Пушкин" и либретто "Минин и Пожарский". Апрель - май - Булгаков читает друзьям главы "Театрального романа". Весна - лето - переписка с братом Н. А. Булгаковым по поводу парижской постановки " Зойкиной квартиры" и авторских прав на булгаковские произведения за границей. 7 июня - начало работы Булгакова над либретто оперы "Петр Великий" для композитора Б. В. Асафьева. Июнь - режиссер Театра им. Евг. Вахтангова В. В. Куза предлагает Булгакову заняться инсценировкой романов "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса или "Нана" Эмиля Золя. Июнь - июль - Булгаков работает над либретто "Петр Великий". Вторая половина июля - первая половина августа - Булгаков с женой отдыхают на даче в Богунье под Житомиром на Украине по приглашению отдыхавшего там же на даче своих родственников Тарасовичей актера МХАТа В. А. Степуна. На обратном пути Булгаковы больше недели прожили в Киеве. 14 августа - возвращение в Москву. 13 сентября - Булгаков завершает либретто "Петр Великий". 17 сентября - сдает либретто "Петр Великий" в Комитет по делам искусств. 22 сентября - получает замечания главы Комитета по делам искусств П. М. Керженцева на либретто "Петр Великий". 26 сентября - 1 октября - Булгаков правит вторую редакцию пьесы "Бег", экземпляр которой запросили в Комитет по делам искусств. 4 октября - Булгаков обсуждает с Я. Л. Леонтьевым возможность переделать свою инсценировку "Войны и мира" в оперное либретто "1812 год". 7 октября - Булгаков начинает работу над либретто оперы "1812 год". Дело не продвинулось дальше первоначальных набросков. 11 октября - актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова А. И. Горюнов предлагает Булгакову сделать для вахтанговцев либо инсценировку "Дон Кихота" М. Сервантеса, либо пьесу об А. В. Суворове. Ноябрь - работа Булгакова над романом "Мастер и Маргарита". 3 декабря - Булгаков заключает договор с Театром им. Евг. Вахтангова на инсценировку "Дон Кихота". 8 декабря - начинает работу над инсценировкой "Дон Кихота". 14 декабря - Булгаков вызван к П. М. Керженцеву, который просил сделать поправки в либретто "Минин и Пожарский", а насчет инсценировки "Дон Кихота" сказал, что "надо сделать так, чтобы чувствовалась современная Испания". Ноябрь - декабрь - Булгаков правит текст оперного либретто "Иван Сусанин", написанный поэтом Сергеем Митрофановичем Городецким.
1938 г. 29 января - Булгаков с женой присутствуют на первом исполнении Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича в Московской консерватории. 4 февраля - Булгаков пишет письмо Сталину с просьбой облегчить положение драматурга Николая Робертовича Эрдмана, которому было запрещено жить в Москве. Письмо не имело последствий. Зима - весна - Булгаков делает дополнения к либретто "Минин и Пожарский" и интенсивно работает над романом "Мастер и Маргарита". 2 мая - Булгаков читает три первых главы "Мастера и Маргариты" Н. С. Ангарскому, который говорит о невозможности напечатать роман. В ночь на 23-е мая - Булгаков заканчивает последнюю рукописную редакцию "Мастера и Маргариты". 26 мая - 24 июня - перепечатка рукописи "Мастера и Маргариты" сестрой Е. С. Булгаковой Ольгой Сергеевной Бокшанской и правка романа Булгаковым. 25 июня - Булгаков уезжает к семье в г. Лебедянь, где Е. С. Булгакова с сыном Сергеем живет с 26 мая в доме счетовода В. И. Андриевского. 22 июля - Булгаков возвращается в Москву. Конец июля - август - пишет инсценировку "Дон Кихота", параллельно занимается испанским языком, чтобы читать роман Сервантеса в оригинале. 4 сентября - чтение Булгаковым инсценировки "Дон Кихота", сначала друзьям, а позднее, в ночь на 5 сентября - пришедшим к нему домой актерам и режиссерам Театра им. Евг. Вахтангова. 9 сентября - завершение перепечатки инсценировки "Дон Кихота". Визит к Булгакову завлита МХАТа П. А. Маркова и сотрудника литературной части МХАТа В. Я. Виленкина с предложением писать пьесу о Сталине для Художественного театра. 12 сентября - чтение Булгаковым у себя на квартире инсценировки "Дон Кихота" вахтанговцам. 22 сентября - предложение руководства Большого театра Булгакову сделать либретто оперы по рассказу Ги де Мопассана "Мадмуазель Фифи" для композитора Исаака Осиповича Дунаевского. 23 сентября - начало работы Булгакова над либретто оперы по "Мадмуазель Фифи", получившем название "Рашель". Сентябрь - начало сбора материала для пьесы о Сталине. 8 октября - Булгаков завершает работу над инсценировкой "Дон Кихота". 23 октября - публикация в "Правде" статьи П. А. Маркова о МХАТе без упоминания имени Булгакова и пьесы "Дни Турбиных". По утверждению секретаря дирекции МХАТа и личного секретаря В. И. Немировича-Данченко
О. С. Бокшанской, имя Булгакова и название его пьесы вычеркнули из статьи Маркова уже в редакции "Правды". Вторая половина октября - к юбилею МХАТа Булгаков пишет сценарий шуточного приветствия от Большого театра - "Юбилейное заседание". 31 октября - 2 ноября - Булгаков в Большом театре готовит шуточное "Юбилейное заседание" в честь МХАТа. 3 ноября - Булгаков выступает в приветствии "Юбилейное заседание" Большого театра МХАТу в Доме актера. 5 ноября - слух о прохождении инсценировкой "Дон Кихота" цензуры. 9 ноября - Театр им. Евг. Вахтангова дает подтверждение разрешения Главреперткомом инсценировки "Дон Кихота", оказавшееся ложным. 10 ноября - Булгаков читает инсценировку "Дон Кихота" в Театре им. Евг. Вахтангова театральной труппе. Осень - зима - работа Булгакова над либретто "Рашель", инсценировкой "Дон Кихота" и романом "Мастер и Маргарита". Трансляция по радио оперы "Минин и Пожарский". 27 декабря - новая редакция булгаковского "Дон Кихота" поступает в Главрепертком.
1939 г. 2 января - публикация Булгаковым в многотиражке Большого театра "Советский артист" юмористического репортажа "Детский рассказ". 17 января - инсценировка "Дон Кихота" разрешена Главреперткомом. Январь - Булгаков работает над либретто "Рашель" и пьесой о Сталине, получившей в конце концов название "Батум". 26 марта - заканчивает либретто "Рашель". Январь - апрель - правит роман "Мастер и Маргарита". Начало апреля - начинаются репетиции "Дон Кихота" вахтанговцами, но вскоре прекращаются. 26 апреля - 14 мая - Булгаков читает полный текст "Мастера и Маргариты" своим друзьям. 18 мая - возникновение у Булгакова замысла пьесы "Ричард Первый" (другое название - "Ласточкино гнездо"). Замысел не был реализован из-за болезни и смерти драматурга. 28 мая - зарождение у Булгакова замысла оперного либретто по сказке Ганса Христиана Андерсена "Калоши счастья". Замысел не осуществился. 9 июня - беседа Булгакова в дирекции Художественного театра о содержании пьесы "Батум" и условиях договора на нее. Обещание директора МХАТа Г. М. Калишьяна к концу года добиться получения Булгаковым четырехкомнатной квартиры большей площади, чем имеется у него сейчас. Обещание не было выполнено. 15 июня - Булгаков заключает договор с МХАТом на пьесу "Батум". 2 июля - чтение драматургом артистам МХАТа фрагментов пьесы "Батум". Присутствовавший на чтении, происходившем в булгаковской квартире, артист Н. П. Хмелев, рассчитывающий на роль Сталина, рассказал, согласно записи Е. С. Булгаковой, что "Сталин раз сказал ему: хорошо играете Алексея. Мне даже снятся ваши черные усики (турбинские). Забыть не могу". 11 июля - Булгаков читает "Батум" в Комитете по делам искусств. 24 июля - завершает работу над "Батумом" и отдает текст в Художественный театр. 27 июля - чтение Булгаковым пьесы "Батум" во МХАТе. 14 августа - отъезд Булгакова вместе с женой во главе постановочной бригады МХАТа в Грузию для работы над пьесой "Батум". Возвращение Булгаковых в Москву после телеграммы, отменяющей поездку. На обратном пути и в Москве Булгаков почувствовал резкое ухудшение зрения - первый признак нефросклероза. 19 августа - Булгаков начинает занятия итальянским языком. 26 августа - предложение С. А. Самосуда сделать из "Батума" оперу. 27 августа - предложение представителя киностудии "Союздетфильм", еще не знающего о запрете "Батума", написать на основе этой пьесы киносценарий. Г. М. Калишьян подтверждает, что все материальные обязательства по договору о "Батуме" МХАТ выполнит и деньги можно получить когда угодно. 8 сентября - предложение Г. М. Калишьяна Булгакову заключить договор с МХАТом на новую пьесу или инсценировку тургеневских "Вешних вод". 10 сентября - Булгаков с женой уезжают в Ленинград. 11 сентября - новое резкое ухудшение зрения у Булгакова. 15 сентября - возвращение Булгаковых в Москву. Консилиум врачей подтверждает поставленный в Ленинграде диагноз: гипертонический нефросклероз. 4 октября - начало диктовки Булгаковым жене последних исправлений текста "Мастера и Маргариты" . 10 октября - составление Булгаковым доверенности жене на ведение всех дел и завещания. 14 октября - Е. С. Булгакова официально получает доверенность на ведение дел мужа. 18 октября - звонок Булгакову секретаря Союза Советских писателей Александра Александровича Фадеева с обещанием навестить больного писателя. 24 октября - Художественный совет МХАТа одобряет предстоящую постановку пьесы "Александр Пушкин". 11 ноября - первый визит к Булгакову А. А. Фадеева. 16 ноября - Булгаков заключает договор с ленинградским Большим драматическим театром на постановку инсценировки "Дон Кихота". 18 ноября -18 декабря - Булгаков находится на лечении в подмосковном санатории Барвиха. Временное улучшение состояния здоровья, восстановление зрения. Конец года - выход в ленинградском "Гослитиздате" (это издательство поглотило ликвидированное в 1938 г. издательство "Academia") третьего тома собрания сочинений Мольера с булгаковским переводом пьесы "Скупой".
1940 г. 6 января - Булгаков делает записи к задуманной ранее пьесе "Ричард I" ("Ласточкино гнездо"), но прекращает работу из-за болезни. 22 января - Булгаков подписывает договор с МХАТом на постановку пьесы "Александр Пушкин". 13 февраля - Булгаков последний раз диктует поправки к тексту "Мастера и Маргариты". 24 февраля - по письму Булгакова, указавшего на нарушение договорных сроков постановки "Дон Кихота" - к 1 января 1940 г., Театр им. Евг. Вахтангова выплачивает ему неустойку и заключает новое соглашение, где крайним сроком сдачи спектакля указано 1 апреля 1941 г. (премьера "Дон Кихота" у вахтанговцев состоялась 8 апреля 1941 г.) Февраль - начало марта - дежурство у постели Булгакова его друзей и близких. Визиты А. А. Фадеева, излагавшего планы поездки Булгакова на юг Италии для лечения. 4 марта - согласно записи Е. С. Булгаковой, этот день проходит так: "Утро. Проснулся... Потом заговорил: "Я хотел служить народу... Я хотел жить в своем углу... (Сергею Шиловскому) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу... я никому не делал зла..."
10 марта - в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков умирает.
11 марта - гражданская панихида в здании Союза Советских писателей (улица Воровского, 52). Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску. С прощальным словом на панихиде выступают писатель Всеволод Вячеславович Иванов, драматург Алексей Михайлович Файко, актеры Василий Осипович Топорков и Борис Аркадьевич Мордвинов. 12 марта - кремация тела Булгакова. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.