|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
aisha Гость
|
Добавлено: Вс Мар 12, 2006 11:18 am Заголовок сообщения: религиозность романа: выбор самого автора |
|
|
я пишу научную работу .и хочу выдвинуть такую гипотезу. булгаков был в поисках своей веры и синтезировал ее сам, при этом он не в коем случае не был ни православным, ни масоном, ни атеистом. зато он заимствовал все понемногу. для него масонство представлялось как полное противопоставление атеизму.как то где верят. и через призму литературы масонства рассмаривал христианство и гностицизм. и даже намекнул на неправильно истолковавшее учение христа католичество(левий матвей) гностицизм же в образе маргариты. а христианство нам представляется в романе также как его представляли масоны, то истинное учение которое они берегли и проповедовали по некоторым данным. оно все и всем прощает, оно милосердно. католичество же изгоняло масонов на протяжении многих лет.буду кратка
как вы к этому относитесь? возможно ли такое толкование? ответьте |
|
Вернуться к началу |
|
Ляксей Редакция сайта
Зарегистрирован: 14.03.2005 Сообщения: 4477 Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии
|
Добавлено: Вс Мар 12, 2006 2:41 pm Заголовок сообщения: Re: религиозность романа: выбор самого автора |
|
|
aisha писал(а): |
я пишу научную работу .и хочу выдвинуть такую гипотезу. булгаков был в поисках своей веры и синтезировал ее сам, при этом он не в коем случае не был ни православным, ни масоном, ни атеистом. зато он заимствовал все понемногу.
|
Почему бы Вам не выдвинуть такую, как Вы указали, теорию? Ради Бога!
Однако, мне видится, что у Булгакова не было ни необходимости, ни времени на развитие собственной веры. Зачем она ему нужна?
aisha писал(а): |
для него масонство представлялось как полное противопоставление атеизму.
|
Этого я совершенно не заметил. Вернее, атеизм - противопоставление любой вере, что не требует доказательств. Не сложно будет указать выдержки из произведений или дневников, подтверждающие это? Интересно.
aisha писал(а): |
как то где верят. и через призму литературы масонства рассмаривал христианство и гностицизм.
|
Масонство не однородно. А через какую его литературу Булгаков рассматривал христианство и гностицизм? Каковы результаты его работы в этой области?
aisha писал(а): |
и даже намекнул на неправильно истолковавшее учение христа католичество(левий матвей) гностицизм же в образе маргариты.
|
"гностицизм же в образе маргариты"? Какая-то не ясная фраза... Вы имеете в виду христианский (не языческий) гностецизм, в котором, так сказать, Маргарита, являет собой, некое дуалистическое начало или связующую точку?
aisha писал(а): |
а христианство нам представляется в романе также как его представляли масоны
|
Всегда казалось, что христианство представлено так, как Булгаков вычитал в Библии. Конечно же и масоны читают Библию. У них собственное толкование распятия?
aisha писал(а): |
то истинное учение которое они берегли и проповедовали по некоторым данным. оно все и всем прощает, оно милосердно. католичество же изгоняло масонов на протяжении многих лет.
|
Мне кажется, что противопоставляете католичество и христианство, думая о православии. Поэтому ничего не понятно.
aisha писал(а): |
буду кратка
как вы к этому относитесь? возможно ли такое толкование? ответьте
|
Вы действительно готовите научную работу? _________________ Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович! |
|
Вернуться к началу |
|
Lin
Зарегистрирован: 27.09.2005 Сообщения: 997 Откуда: Питер
|
Добавлено: Вт Мар 21, 2006 11:49 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Мне кажется некорректным противопостовлять масонство - атеизм, т.к. масонство - не религия. А вообще мысль получше многих - в бедном романе чего уже только не выискали |
|
Вернуться к началу |
|
aisha Гость
|
Добавлено: Ср Мар 22, 2006 12:55 pm Заголовок сообщения: это для ляксия |
|
|
Отметим, что исследователи творчества М.А.Булгакова придают особое значение христианской составляющей в романе «Мастер и Маргарита»: пространственно- временная организация, система персонажей, сюжетная основа романа Мастера (работы И.Золотусского, В.Золотоносова и др.), что позволяет им квалифицировать роман «Мастер и Маргарита» как христианский и даже православный, с чем сложно согласиться: во-первых, философская система Сковороды может быть прочитана не только как христианская (известно, что философ ещё при жизни был обвинен церковью в манихействе и подвергался гонениям); во-вторых, мистический фон позволяет предположить отсылку к другим религиозным системам; в-третьих, знакомясь с биографией Булгакова, мы узнаем о его сложном отношении к церкви и ее обрядам (М.О.Чудакова). Вполне вероятно, что христианско-православная составляющая не является единственной и ведущей идеологемой романа «Мастер и Маргарита».
Масонство и гностицизм – идеальные религиозно-философские учения в представлении М.А.Булгакова
Масонство.Сама по себе она не является отдельной религией, но вмещает в себя все фундаментальные истины и древние мистерии, на которых основывается любая религия. Разница в том, что масоны поклоняются и верят в качестве первостепенного принципа полноте божественного, тогда как другие религии воспринимают это божественное начало лишь частично.
Другим религиозным связующим звеном между «Фаустом» и «Мастером и Маргаритой» является гностицизм, еще одно таинственное понятие. Гностицизм – вид герметизма, берущий корни из очень древних языческих времен. Гностики не были организованной сектой. У них отсутствовала единая система верований или произносимый вслух символ веры. Они веровали в личное богооткровение (7; 40). Также они верят, что предложения, слова, образы и вся структура текстов – это нечто большее, чем просто символы: будучи правильно интерпретированными, эти тексты могут выявить глубинный смысл жизни. Большинство гностиков были дуалистами, т.е. верили в существование зла и добра. Однако они полагали, что в мире слишком много зла, а потому он не мог быть сотворен добрым богом (10). Гностическая литература содержится, в частности, в форме апокрифических евангелий. Церковь не запрещала эти евангелия, их просто не включили в Новый Завет. Это «Евангелие от Марии» (идея полного постижения Божественного и слияния с ним исходила от женщины, что не принималось церковью, всячески порочащей имя Марии Магдалины), «Апокалипсис Петра», «Деяния Павла и Феклы», евангелия от Фомы и Филиппа.(9; 43)
Символ «вечноженственного» божественного начала в образе Елены рассматривал гетевед И.Стрелка. Если прочитать «Фауста» как поэтический образ эволюции европейского человека вообще, можно предположить, что Маргарита и Елена символизируют женское начало в культуре (гармоничное, находящееся в состоянии покоя, интуитивное). (11;73)
Образ булгаковской Маргариты восходит к теологеме Софии – вечной женственности, в свою очередь восходящей к Г.С.Сковороде и В.С.Соловьеву (был масоном) в русской философии (Булгаков был прекрасно знаком с их трудами). Также среди литературных источников отмечаются труды С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского. Учение о женском начале мира восходит к философии гностиков.Глава IV. «Мастер и Маргарита» - синтез своей религии на основе масонства
Как же соотнесены в структуре романа М.А.Булгакова и, соответственно, в сознании самого писателя христианское, гностическое и масонское начала?
По нашему мнению, в романе оппонируют друг другу две главные идеи человечества, чьи основополагающие истины буквально сводятся к тому, верить в существование высших, неземных сил или нет. Это масонство и советский атеизм. Масонство на протяжении почти всего романа играет главенствующую роль, автор ему симпатизирует. Булгаков отобразил также близкие масонам и являющиеся одними из его источников гностицизм и христианство, на которые смотрел с позиций масонства. Мастер заключен внутри этого треугольника и находится в поисках своей веры, своей истины (это было главным и для гностиков). Атеизм изображён как идеология, противоречащая природе человека, так как без веры человеческое общество становится неполным. В атеизм в романе погружена вся Москва, все населяющие ее герои, за исключением Маргариты и Мастера, тоже ярые атеисты. Возможно, Воланд наказывает москвичей и за отсутствие веры. Фраза «Каждому по его вере» звучит в этом контексте как угроза и является объяснением его действий.
Воланд – носитель идей масонства (см. гл. 3). Его главенствующая роль бесспорна: ему волей-неволей, по собственному желанию или наказу подчиняются почти все действующие лица романа. Почему же автор изобразил главного масона в образе сатаны? По разным источникам, масоны поклонялись Люциферу, как старшему сыну бога и создателю земли, что согласованно с идеологией гностиков («История сношений человека с дьяволом» М.Орлова, «Дьявол в ХIХ столетии» Жоржа Батайля и Лео Таксиля и т.д.). Булгаков был знаком с данной литературой и вероятней всего отталкивался от нее при создании образа Воланда. Он сделал его благородным и благочестивым рыцарем, который является высшим, мудрым и справедливым судьей человечества. Фактически Воланд лишен ассоциаций, возникающих со словом сатана, дьявол; остались лишь намеки и обряды, по которым, однако, нельзя судить о его сущности.
Иешуа - символ христианства. Но это христианство открывается нам как истинное учение, которое масоны, по их мнению, хранили как великую тайну на протяжении многих веков. Образ Иешуа выстраивается из романа Мастера, который, в свою очередь, был учеником Воланда (высший Мастер масонства, см.гл.3). Это христианство столь милосердно, что прощает всем и все, но карает лишь за один страшный человеческий порок – трусость, и то не навечно, и в конце дарует прощение. Его учение очень чисто и незапятнанно, однако существует такой ученик, как Левий Матвей, которому не дано понять истинность этого учения (см.гл.3). («Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной…Я его умолял: сожги ты ради бога свой пергамент!» (5;22) По нашему мнению, Левий Матвей - герой, не соглашающийся с масонством, отрицающий масонское истолкование Библии и причастность этого ордена к христианству. На наш взгляд, это отсылка к католичеству, изгонявшему масонство и запрещавшему иные варианты апокрифов и евангелий. Так умело, учитывая все особенности истории масонства и католичества, Булгаков изобразил два понимания христианства в современном мире. Придерживался он, на наш взгляд, масонского толкования, оно было ему ближе.
Другая ветвь, не менее значимая, - вероучение гностиков. Многие неписаные истины масоны заимствовали именно у них, числили их среди своих предшественников и учителей. Однако учение гностиков несколько отличается от масонства. Булгаков был непосредственно знаком с первым через софиологию, и поэтому символом этого вероучения нам представляется возлюбленная Мастера Маргарита (см. гл. 3) .
Мастер - это образ человека, который находится в поиске, именно это состояние было близко самому автору. Объяснением же, почему автор решил отправить героя не в свет и не во тьму, а в вечный покой, является самостоятельный выбор человеком своего пути, в принципе не подчиняющимся и не зажатым строгими законами и догмами. Человек искусства способен творить лишь в своем мире мечты, полном надежд, при этом ни в коем случае нельзя идти наперекор его воле, подавлять ее и зажимать. Именно это совершила советская система по отношению к Мастеру, она запретила ему творить, разрушила его мир, психологию. «Боги, боги мои! Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления…с легким сердцем отдается в руки смерти, зная, что только она одна <успокоит его>» (5;325). Вот что несет Москва 20-30х гг. Однако жизнь после смерти не кончается («Смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит» - М.А.Булгаков - С.А.Ермолинскому), поэтому Мастер отправляется туда, где покой, там он сможет отойти от этого постоянного прессинга при жизни, постепенно забудутся все проблемы и невзгоды: «Гори, гори прежняя жизнь! Гори, страдание!», «И память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал мастера на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя» (5;329). Возможно, Мастер снова вернется к писательской работе, к творчеству: «Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро», «Неужели вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?» (5;328). Мастер отправляется к своей мечте, куда стремился попасть. «Туда, туда. Там ждет уже ваш дом…» «Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься, и кто тебя не встревожит».
Писатель долгое время находился в поисках своей, истинной веры. Он синтезировал собственное религиозно-мистическое учение. В авторском мировоззрении масонство играет ключевую роль. Оно есть связующее звено между такими противостоящими религиями, как гностицизм и христианство. Именно через прочтение масонского подтекста мы можем понять автора. Таков наш вывод.
Для Булгакова главной идеей было само понятие «верить», и именно масонство отражало ее. Однако Булгаков не спешил становиться масоном: его пугала слишком большая закрытость и замкнутость ордена. Но идеи ордена были близки сердцу: он видел христианство в их ключе, поэтому нельзя утверждать, что ершалаимские главы «Мастера и Маргариты» - попытка создать собственное Евангелие.
Автор не выбрал какую-то определенную ипостась. Его взгляд явлен нам в выборе Мастера
Список литературы
1. Т.В.Якушкина. Образ черного пуделя в трагедии Гете // «Фауст» Гете: Сб. статей. М., 2004.
2. К.Нарахно. Песни просвещения. СПб., 1997.
3. D.Colbert. The magical worlds of Harry Potter. М., 2002.
4. Goethe J.W. Faust (цитируется по дословному переводу Н.Холодковского).
5. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита. Улан-Удэ, 1989.
6. Б.Соколов. Энциклопедия булгаковская. М., 1996.
7. Ш.Ньюман. Подлинная история «Кода да Винчи». М., 2005
8. К.Кедров. Переживший Фауста. / lib.userline.ru
9. http://book-case.krupnov.ru
10. http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS.
12. Л.М.Левина. Образ Елены в «Фаусте» Гете // «Фауст» Гете: Сб. статей. М., 2004.
12. H.Liesegang. Die Gnosis. Stuttgart, 1995.
13. Strelka J. Op. Cit.
14. Валентин из Египта. Валентианское объяснение. Пер. А.Мома //gnosis.newmail.ru/list-thesis.
15. И.Галинская. Загадки известных книг. М., 1989.
вот в общих чертах часть моей работы |
|
Вернуться к началу |
|
Ляксей Редакция сайта
Зарегистрирован: 14.03.2005 Сообщения: 4477 Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии
|
Добавлено: Ср Мар 22, 2006 11:05 pm Заголовок сообщения: Re: это для ляксия |
|
|
Очень интересно и категорично.
Кстати, а сколько человек пишет эту работу?
Да, и ссылки не работают. Зачем их давать? _________________ Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович! |
|
Вернуться к началу |
|
Гость
|
Добавлено: Ср Апр 05, 2006 1:56 pm Заголовок сообщения: Re: это для ляксия |
|
|
Кстати, а сколько человек пишет эту работу?
работу пишу я одна, просто формулировка такая . сейчас в ожидании результатов. но не думайте пожалуйст а, что я настаиваю на своей точке зрения. просто выдвинула очередную и скорей всего не последнюю точку зрения на романа булгакова и религиозность в романе. хотелось бы знать как она воспринимается окружающими, понимают ли меня. это мой первый опыт.. видимо не понятно или еще что-то..... не против услышить советы и предложения Да, и ссылки не работают. Зачем их давать?[/quote] ну не знаю вроде работали попробую дать что-нибудь еще. |
|
Вернуться к началу |
|
aisha Гость
|
Добавлено: Ср Апр 05, 2006 1:59 pm Заголовок сообщения: Re: это для ляксия |
|
|
sorry я забыла подписаться это была я aisha |
|
Вернуться к началу |
|
Ляксей Редакция сайта
Зарегистрирован: 14.03.2005 Сообщения: 4477 Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии
|
Добавлено: Ср Апр 05, 2006 7:28 pm Заголовок сообщения: |
|
|
aisha
Давайте, давайте попробуйте. С интересом почитаем Вашу работу. _________________ Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович! |
|
Вернуться к началу |
|
PrintScreen
Зарегистрирован: 26.05.2005 Сообщения: 143
|
Добавлено: Чт Апр 06, 2006 12:13 am Заголовок сообщения: Re: это для ляксия |
|
|
Я может быть не совсем внимательно читал. Но я извиняюсь. Вот Вы пишите "Масонство и гностицизм – идеальные религиозно-философские учения в представлении М.А.Булгакова ", дальше я ищу факты и доказательства, и почему то не нахожу . "«Мастер и Маргарита» - синтез своей религии на основе масонства" Ткните меня носом в роман, в то место где есть хоть намек, хоть полунамек относящийся к сообществу вольных каменьщиков. Христианство да. Атеизм? Ну да, скорее сатирическое его изображение. Я честно говоря не заметил что в "атеизм в романе погружена вся Москва" . Мне показалось что Москва просто сбита с толку. Потеряв свой главный оплот-православие, она шарахнулась в мистицизм, но веру хоть и без проявления внешних-обрядовых действий, москвичи не потеряли. В критическую минуту столкнувшись с нечистой силой, они уповают на венчальную свечку и бумажную икону. Партийные вспоминают про "Бога истинного" и требуют "Окропить помещение". А "нечистая" грозится руку отрезать за крестное знамение. Буфетчику лысину исцарапали, за то что перекрестился. Нифига нет атеизма. Даже у Берлиоза в последний момент в голове проскочило "Неужели!".
"Придерживался он, на наш взгляд, масонского толкования, оно было ему ближе." ?????? На каком основании? Ткните меня носом!
"Мастер - это образ человека, который находится в поиске" В поиске чего? Покоя? Ну наверное. А еще чего? Роман он написал, любовь он вроде не ищет. Маргарита та да, та в поиске. В поиске счастья, хотя слабо представляет что для нее есть счастье, ну впрочем как все женщины ). "Человек искусства способен творить лишь в своем мире мечты, полном надежд, при этом ни в коем случае нельзя идти наперекор его воле, подавлять ее и зажимать." Хе-хе. Все русские классики хором Вас опровергают. Начиная от Пушкина, кончая Солженициным )))
"совершила советская система по отношению к Мастеру, она запретила ему творить" Творить система запретить не может, как не может запретить думать. Другое дело система не дает прославиться, но это уже вопрос личной гордыни. В этом трагедия?
"Именно через прочтение масонского подтекста мы можем понять автора." Нет, даже интересно, если не трудно, пожалуйста расталкуйте мне масонский подтекст. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
iCGstation v1.0 Template By Ray © 2003, 2004 iOptional
|
|
|
|