|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Воланд и его свита - персонажи |
отрицательные |
|
33% |
[ 5 ] |
положительные |
|
26% |
[ 4 ] |
нейтральные |
|
13% |
[ 2 ] |
высшие судьи |
|
26% |
[ 4 ] |
|
Всего проголосовало : 15 |
|
Автор |
Сообщение |
Андрей Кручинин
Зарегистрирован: 13.04.2006 Сообщения: 45 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 10:29 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Morgendorffer писал(а): | А какой ещё суд может быть у "повелителя теней"? Сатанинский, неправедный, ведомый лишь ради развлечения, но высший. |
Так тогда следует, казалось бы, разделить градации "высшести"? И что такое вообще "высший суд"? Суд более сильного? "Отаман Ураган" пришел с ворованным браунингом грабить Василису -- он сразу и высший суд? А ведь он безусловно сильнее, и
Morgendorffer писал(а): | Никто не смог или не захотел повлиять на него |
Почему я (к ужасу, быть может, кого-то из поклонников романа) сравниваю Воланда, Коровьева, Бегемота и др. с Ураганом, Немолякой и Кирпатым? Например, потому, что есть сила, которой и первые из перечисленных боятся (отсюда вопрос, чтО есть высший). Это также заметил о. Андрей Кураев, хотя, наверное, многие это же подмечали и независимо от него. Речь идет о крестном знамении, и само рассуждение на эту тему подводит к мысли, что о. Андрей в вопросе о том, чтО вообще такое "роман в романе" и его персонажи, тоже проявляет проницательность или по крайней мере приближается к весьма правдоподобному толкованию.
Обратим внимание: Левия Матвея, явившегося из "царства Света" и проч., на котором, по логике вещей, этот Свет отражен (нимбы вспомним), нечистая сила нисколько не пугается и позволяет себе вести с ним разговоры в насмешливо-пренебрежительном тоне. А крестного знамения перепуганной бабы на улице, которая и руку-то подняла, может быть, просто машинально, по привычке, -- пугается? А буфетчик с осетриной второй свежести, над которым можно безнаказанно издеваться и морочить ему голову, вдруг все это прекращает крестным знамением? (Это не значит, что у него проходит после этого испуг, но сейчас речь не об этом).
Итак, какой суд считать высшим?
Теперь далее. Не решаюсь углубляться в богословские вопросы, но, насколько понимаю (возможно, понимаю очень неточно и приблизительно), обрисованная Вами картина --
Morgendorffer писал(а): | В Ад попадают те, и бесы мучают тех, кто не соблюдал божьих заповедей. |
-- в традиционном Православном понимании никак не связана с "доброю волей" нечистой силы, которая (воля) после падения в ней (нечисти), скорее всего, просто более не существует. Нечистая сила настолько ненавидит весь мир и все живое, что готова и стремится мучить все, в преисподней же попущено мучить лишь тех, кто сам отступил от Господа, воспользовавшись своей свободною волей. (Хотя вообще вопрос об адских муках намного более сложный и обсуждение его требует специальной богословской подготовки). Таким образом, как не раз здесь совершенно справедливо отмечалось, вопрос в том, чего мы не узнаем никогда: в картине мира, космогонии, если угодно, которую рисовал себе Булгаков (именно себе, потому что толкований, более или менее внутренне непротиворечивых, -- море!), -- соответствовала ли она, и в какой степени, ортодоксальной, или, наоборот, еретической (в духе гностицизма, например, если я правильно употребляю этот термин). _________________ Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо - вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Пт Июн 09, 2006 4:07 am Заголовок сообщения: |
|
|
Я сейчас не готов обсуждать вопрос так, как он этого заслуживает, но смутно думаю, что Кураев в основном ошибается, Булгаков менее ортодоксален, чем Гёте. Левий - не создание Воланда, всё сложнее, ведь и мир по современным (даже и по современным Булгакову) представлениям гораздо сложнее устроен, чем было принято считать в средние века. И в попытки сделать вид, что в МиМ ничто не противоречит ортодоксальному христианству я не верю.
Цитата: | А крестного знамения перепуганной бабы на улице, которая и руку-то подняла, может быть, просто машинально, по привычке, -- пугается? |
Ну, во-первых, он ей руку и в самом деле отрежет, раз сказал? Значит, не слишком испугался. (А Левию ничего не угрожает, хотя он разговаривает не особо почтительно.) Азазелло мог воспринять это как оскорбление в свой адрес. _________________ Приму в дар моральи рога для приготовления лекарства от бессмертной пошлости. |
|
Вернуться к началу |
|
БезУмаОтБулгакова
Зарегистрирован: 31.03.2006 Сообщения: 31 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 3:20 am Заголовок сообщения: |
|
|
Alisha_Craw писал(а): | Простите меня, что я вмешиваюсь в вашу беседу, я бы хотела отметить свое мнение относительно "нечистой силы" в романе Михаила Афанасьевича...
Я думаю, что ответом на вопрос служим фраза "сила, что вечно жаждет ЗЛА,
но вечно совершает благо ...".
Я считаю Волонда и его, глубоко уважаемую мною, свиту именно СУДЬЯМИ, ибо они старались показать людям их пороки и грехи, они наставляли на пусть исправления. Может и и не права, но я разглядела именно это ...
Езще раз простите. | полностью согласна! Я также считаю, что ключевая фраза в романе-эпиграф из "Фауста" Гёте!!! |
|
Вернуться к началу |
|
Андрей Кручинин
Зарегистрирован: 13.04.2006 Сообщения: 45 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Июн 23, 2006 12:10 am Заголовок сообщения: |
|
|
БезУмаОтБулгакова писал(а): | Я также считаю, что ключевая фраза в романе-эпиграф из "Фауста" Гёте!!! |
Честно говоря, если бы ключевой фразой в любом романе был эпиграф, это был бы очень плохой, слабый роман. Про эпиграфы немного говорили в теме о "Беге", повторюсь, что эпиграф, на мой взгляд, скорее задает некоторую тональность, отсылает подготовленного читателя (неподготовленному все равно) к определенному пласту литературы, критики, философии и проч., -- скорее, чем формулирует основную мысль. К такому многоплановому произведению, как "Мастер и Маргарита", это относится, наверное, в еще большей степени. _________________ Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо - вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте |
|
Вернуться к началу |
|
Андрей Кручинин
Зарегистрирован: 13.04.2006 Сообщения: 45 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Июн 23, 2006 12:30 am Заголовок сообщения: |
|
|
Cиницын писал(а): | Булгаков менее ортодоксален, чем Гёте. |
А кстати, что такое вообще ортодоксальность Гете? Простите мое невежество, он, для начала, протестант или католик? Тем более, что ответ, мне кажется, третий -- он "вышел" из века Просвещения, этим определяется его мироощущение и в этом смысле говорить об ортодоксальности вряд ли коректно. На самом деле, и Гете, и Булгаков в этом смысле оба -- дети переломных эпох, хотя булгаковская была, мне кажется, более катастрофической...
Cиницын писал(а): | Левий - не создание Воланда, всё сложнее, ведь и мир по современным (даже и по современным Булгакову) представлениям гораздо сложнее устроен, чем было принято считать в средние века. |
Но ведь роман-то Мастера -- художественное воплощение "подсказок" Воланда? Или нет? И как Вы это соотносите с устройством мироздания?
Cиницын писал(а): | И в попытки сделать вид, что в МиМ ничто не противоречит ортодоксальному христианству я не верю. |
Мне кажется, смысл книги о. Андрея не в этом, а в том, чтО может "ортодоксальный" Христианин в этой книге найти важного и может ли он ее любить и ценить, или должен проклясть и отбросить. А в романе "ортодоксальному Христианству" противоречит хотя бы то упоение многоплановой и многофигурной игрой, которое мне лично чувствуется в его создателе (в связи с этим я и приводил мысль Леонтьева о том, что искусство в определенном смысле находится вне морали).
Cиницын писал(а): | Цитата: | А крестного знамения перепуганной бабы на улице, которая и руку-то подняла, может быть, просто машинально, по привычке, -- пугается? |
Ну, во-первых, он ей руку и в самом деле отрежет, раз сказал? Значит, не слишком испугался. (А Левию ничего не угрожает, хотя он разговаривает не особо почтительно.) Азазелло мог воспринять это как оскорбление в свой адрес. |
А он просто сильнее. Руку отрезать и "отаман Ураган" был вполне в состоянии, а тут все-таки демон. И что же, именно его, которого хулиганство в Москве как будто никак не увлекает и даже обременяет несколько, который не "направлен" на окружающий мир так, как Коровьев или Бегемот, к тому же занятого в этот момент таким важным и ответственным поручением, вдруг ни с того ни с сего "оскорбил" поступок кухарки? Мне кажется, неубедительно...
А противопоставления с Левием я, честно говоря, не понял, если можно, подробнее, ладно? _________________ Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо - вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
iCGstation v1.0 Template By Ray © 2003, 2004 iOptional
|
|
|
|