В Б. Хлудов выступает непосредственным предшественником Понтия Пилата в "Мастере и Маргарите". Этот роман был начат Булгаковым в 1929 г., сразу по окончании первой редакций пьесы, а задуман параллельно с ней - в 1928 г. В Б., в отличие от "Белой гвардии" и "Дней Турбиных", главным стало не обдумывание уроков гражданской войны самих по себе, а философское осмысление цены крови вообще, казни невинных во имя идеи - и морального наказания (в виде мук совести) за это преступление.
По цензурным соображениям в Б. речь идет о белой идее и именно как ее носителя Чарнота обвиняет Хлудова в своей незавидной эмигрантской судьбе. Однако с тем же успехом образ Хлудова можно спроецировать на любую другую идею, коммунистическую или даже христианскую, во имя которых в истории было пролито еще больше невинной крови (о христианской идее и пролитой за нее крови позднее в "Мастере и Маргарите" будут говорить Левий Матвей и Понтий Пилат).
Финал с самоубийством Хлудова смотрится в свете этого достаточно искусственно. Ведь в тексте остались слова главного героя о том, что он решился вернуться в Россию, пройти под "фонариками", причем в результате "тает мое бремя", и генерала отпускает призрак повешенного Крапилина. Раскаяние и готовность ответить за преступление перед людьми, даже ценой возможной казни, по Булгакову приносит искупление и прощение.
Понтий Пилат лишен возможности предстать перед иным судом, кроме суда своей совести, за казненного Иешуа Га-Ноцри, который может осудить своих палачей лишь на страдания нечистой совести, но не на земное наказание. Поэтому в финале "Мастера и Маргариты" не вполне ясно, совершил ли прокуратор Иудеи самоубийство, бросившись в горную пропасть, или просто обречен после смерти в месте своей ссылки на муки за трусость, приведшую к казни невинного. При этом Понтию Пилату Булгаков все же дарует прощение устами Мастера. Не исключено, что именно в связи с развитием образа Пилата в 1937 г. писатель так и не выбрал между двумя вариантами финала Б. - с самоубийством или с возвращением Хлудова, который уже рассматривался как некий двойник прокуратора Иудеи.
В первой редакции Б. Хлудов перед знаменитой своей сентенцией: "Нужна любовь. Любовь. А без любви ничего не сделаешь на войне", цитировал известный приказ Л. Д. Троцкого: "Победа катится по рельсам...", угрожая повесить начальника станции, если тот не сумеет отправить вовремя бронепоезд. Здесь - дальнейшее развитие мысли полковника Алексея Турбина ("Народ не с нами. Он против нас"), что всякая идея может стать действенной, только обретя поддержку масс, здесь и "оборачиваемость" красной и белой идей: Хлудов, как и Слащев, как и мало отличавшийся в этом отношении от хлудовского прототипа Врангель, спокойной жестокостью и военно-организационным талантом подобен Председателю Реввоенсовета и главе Красной Армии Л. Д. Троцкому (разве что жестокость Врангеля и Троцкого более расчетлива, чем у Слащева).
Не исключено, что Булгаков наградил Хлудова и собственными переживаниями, только не из-за убийства невинного, а в связи с тем, что не смог предотвратить гибель человека. В "Красной короне", где главный герой становится двойником генерала, мучаясь после смерти брата, в рассказах "Я убил" и "В ночь на 3-е число", в романе "Белая гвардия" персонажи, имеющие очевидные автобиографические корни, испытывают сходные муки совести. Когда и как могла произойти такая трагедия в жизни драматурга, вряд ли удастся достоверно установить. Возможно, что переживания были связаны с гибелью безымянного полковника, которому врач Булгаков был бессилен помочь под Шали-аулом. Воспоминания об этом событии послужили, вне всякого сомнения, важным толчком к созданию Б.
Автобиографические мотивы в пьесе связаны также с образами Голубкова и Серафимы. Голубков - это анаграмма фамилии Булгаков. Этот персонаж отразил раздумья автора Б. о возможности эмиграции, не покидавшие его вплоть до начала 30-х годов. Серафима Корзухина наделена некоторыми переживаниями Л. Е. Белозерской в эмигрантскую пору ее жизни.
Однако есть и другие прототипы. Приват-доцент, сын профессора-идеалиста Сергей Голубков заставляет вспомнить о выдающемся философе-идеалисте и богослове С. Н. Булгакове, как и отец писателя, имевшем профессорское звание. Голубков в первой редакции Б. вспоминает о своей жизни в Киеве: "Очевидно, пещеры, как в Киеве. Вы бывали когда-нибудь в Киеве, Серафима Владимировна?" А в Киеве жил не только автор пьесы, но и С. Н. Булгаков. Последний, как и булгаковский герой, в конце гражданской войны оказался в Крыму и в декабре 1922 г. был выслан из Севастополя в Константинополь. Голубков вспоминает и Петербург, где философу С. Н. Булгакову тоже довелось преподавать.
Приват-доцент в Б. несет функцию философского осмысления проблемы "интеллигенция и революция", которую его знаменитый прототип пытался решить в статьях, опубликованных в сборниках "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1921). Только Голубков - сниженное подобие великого мыслителя, и проблему решает достаточно конформистски, возвращаясь в Россию и мирясь с большевиками.
Прототипы Серафимы Корзухиной и ее подлого мужа Если рябчики дорожают, из страны пора уезжать Вилла Маты Хари и химера Нотр-Дама "Куда ни приедешь, в харю наплюют" Читайте далее>>>